Ленобласть в энергетическом шоке

13 ноября 2016 в 18:25

Попытка лишения ОАО «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК) с 1 ноября 2016 года статуса территориальной сетевой организации в Ленинградской области ставит под угрозу надежность энергоснабжения региона. В ОЭК уже оспаривают решение, принятое на заседании правления областного Комитета по тарифам и ценовой политике, возглавляемого Артуром Кийски, которое считают противоречащим федеральному законодательству

 

Руководство компании «ОЭК» уже обратилось к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко, в ФАС России и правоохранительные органы для рассмотрения ситуации и скорейшей отмены данного решения, которое было принято по ОЭК 31 октября 2016 года в ходе заседания правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области. А с 1 ноября были отменены индивидуальные тарифы для расчетов с ПАО «Ленэнерго», компания лишилась тарифной выручки на 2016-2019 годы.

 

Как следует из протокола заседания, формальным поводом послужило Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2016 года № 989, предписывающее органам исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок до 1 ноября 2016 года принять решение о пересмотре индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями. Необходимым для этого условием является оценка территориальных сетевых организаций на предмет соответствия шести критериям. В частности, соблюдая критерий № 6, сетевые организации не должны владеть или пользоваться энергообъектами, принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании другому лицу, владеющему объектом по производству электроэнергии. При этом, согласно экспертному заключению комитета, к таким объектам можно отнести подстанцию ПС 220 кВ «Ручьи», которой на правах собственности владеет ОАО «ОЭК». Подстанция занимает территорию в 10 га, напряжение достигает 220 тыс. вольт.

 

Подстанция приказом Минэнерго от 08.06.2016 № 516 отнесена к объектам Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС), и установление тарифов на услуги по передаче с использованием данной подстанции отнесено к исключительной компетенции ФАС России. Учитывая то, что за услуги по передаче электроэнергии по объекту ЕНЭС будет рассчитываться ПАО «ФСК ЕЭС» по утвержденным ФАС России тарифам, отмена индивидуальных тарифов между ПАО «Ленэнерго» и ОАО «ОЭК» противоречит законодательству РФ. Компания полностью соответствует всем шести критериям территориальных сетевых организаций. Сами критерии, по сути, были разработаны для того, чтобы крупные генерирующие компании не могли получать дополнительную прибыль от транспорта электроэнергии. И сетевые компании тут в принципе ни при чем.

 

Таким образом, решение о лишении ОЭК статуса ТСО, принятое областным комитетом, является неправомерным, считают эксперты. И само заседание, и голосование по этому вопросу были проведены с нарушениями, с превышением председателем Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Артуром Кийски (вступившим в должность только 3 октября) должностных полномочий, в отсутствие представителей ФАС.

 

Процесс разбирательства, очевидно, займет время. А пока стабильность энергоснабжения региона находится под угрозой. ОАО «ОЭК» в Ленинградской области занимает второе место по объему перетока электроэнергии после ПАО «Ленэнерго» и третье место среди электросетевых компаний субъекта по объему выручки. Компания регулируется с 2004 года, с конца 2015 года входит в группу ПАО «Россети». Работает в шести федеральных округах: Северо-Западном, Центральном, Южном, Уральском, Сибирском и Приволжском. Но критерии применяются в каждом из субъектов отдельно, и с данным прецедентом компания столкнулась только в Ленинградской области. На территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области ОЭК снабжает электроэнергией более 2 млн потребителей – физических лиц, а также предприятий, обслуживающих объекты систем жизнеобеспечения населения: тепло- и водоснабжения, здравоохранения, транспорта. Только от упомянутой выше подстанции «Ручьи» запитаны полностью Калининский и Выборгский районы Санкт-Петербурга, а также половина Всеволожского района Ленинградской области.

 

Также в рамках деятельности по обеспечению электроснабжения потребителей ОЭК реализует общероссийскую программу по реконструкции и техническому перевооружению линий электропередач и трансформаторных подстанций, замене оборудования специальной категории потребителей – садоводческих некоммерческих товариществ, что затрагивает интересы более 60 млн потребителей по всей России.

 

Суммарная необходимая валовая выручка для ОЭК на 2016-2019 годы в Ленинградской области была установлена в размере 2,09 млрд рублей (из них порядка 430, 453 и 480 млн рублей приходились на 2017, 2018 и 2019 годы соответственно). Но лишение предприятия тарифной выручки, фактически, перечеркивает программу по модернизации сетей. А это деньги, инвестируемые в регион. При этом, с целью присоединения новых абонентов, «ОЭК» выступает заказчиком нового строительства электросетевых объектов. Это может сорвать своевременный ввод в эксплуатацию более 2 млн кв. м жилья, присоединяемого к электрическим сетям ОАО «ОЭК». И в целом может спровоцировать недовольство со стороны потребителей и дольщиков к властям региона, вызвать рост социальной напряженности.

 

Своим решением новый председатель Комитета по тарифам и ценовой политике ЛО Артур Кийски пытается создать опасный прецедент для всех компаний, входящих в ПАО «Россети», под руководством генерального директора и председателя правления Олега Бударгина

 

Однако, похоже, областные власти проблемы в сложившейся ситуации не видят. В официальном ответе на запрос редакции «Эксперта Северо-Запад» председатель Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Артур Кийски ограничился такими формулировками: «регулирующий орган при определении соответствия организации критериям ТСО всесторонне рассмотрел все возможные варианты и последствия», «лишение ОЭК статуса ТСО не повлияет на ситуацию в энергетическом комплексе Ленинградской области».

 

Принятое Комитетом категоричное решение, вместо конструктивного урегулирования ситуации в интересах Ленинградской области, вызывает вопросы еще и потому, что даже если бы оно находилось в компетенции местных властей, в законодательстве отсутствует механизм по передаче сетей от лишенной статуса ТСО организации к другим, имеющим этот статус.

 

Но ни о какой передаче сетевого имущества речи идти не может, говорят в ОЭК. Тем более что вся ситуация, настолько выгодная другим сетевым компаниям, присутствующим в регионе, ими же и могла быть спровоцирована в свете усиления позиций ОЭК как части ПАО «Россети». В кратчайшие сроки компетентные органы (ФАС России, Следственный комитет Ленинградской области, Прокуратура Ленинградской области и другие) должны принять адекватные меры, для того чтобы это решение было отменено.

 

В противном случае конфликт начинает приобретать совершенно иной масштаб, на уровне противостояния администрации Ленинградской области и такой федеральной структуры, как «Россети», возглавляемой Олегом Бударгиным.

Марина Скляренко