Лечиться, отдыхая

19 февраля 2017 в 13:50

На фоне падения рубля поток медицинских туристов в Россию из других стран в минувшем году увеличился на 35%. Большинство «внешних» пациентов по-прежнему едут лечиться в два крупнейших мегаполиса – Москву и Санкт-Петербург.

 

В культурной столице России решили грамотно воспользоваться прошлогодним туристическим «скачком» и расширить тревел-регалии города на Неве. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и генеральный секретарь Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Талеб Рифаи в декабре 2016 года подписали меморандум о совместном продвижении региона по ряду направлений, одним из которых стало развитие Санкт-Петербурга как центра медицинского туризма страны. Под этим, отмечают в Смольном, понимается не лечение тяжелобольных, а популярные на Западе направления SPA, Wellness и Healthcare, то есть санаторно-курортное лечение.

 

Создание отдельной программы по развитию и поддержке медицинского туризма в Северной столице поручили Комитету по развитию туризма (КРТ) Санкт-Петербурга. Она должна быть разработана до конца первого квартала этого года, отметил советник председателя КРТ Кирилл Чернаков. «Наш город, вне сомнений, предоставляет услуги мирового качества. Инфраструктура и номерной фонд вполне может принять любых туристов – в том числе и «медицинских». Вопрос в деньгах – нам до сих пор непонятно, насколько конкурентоспособны наши услуги. Курс рубля сегодня начал стремиться в другую сторону, и наши преимущества в этом смысле начинают ослабевать. Мы должны взять на вооружение что-то другое. В любом случае нам стоит консолидировать усилия с санаторно-курортным кластером, частными клиникам и другими сторонами этой индустрии», – говорит Кирилл Чернаков.

 

По словам специалистов, игроки тревел-индустрии до сих пор путают два понятия – оздоровительный туризм, который направлен на сохранение и укрепление здоровья, и медицинский (лечебный) туризм, отмечает генеральный директор – главный врач санатория «Дюны» Андрей Трапезников. Последний вид тревелинга трактуют как практику получения высокопрофессиональной и высокотехнологичной медицинской помощи вне региона и страны проживания. Это направление в Санкт-Петербурге можно продвинуть именно на базе санаторно-курортного кластера, считает Андрей Трапезников. Человеку, который приехал лечиться в другую страну, удобнее остановиться в специализированном медицинском учреждении, а не в гостинице, уверен он. «Это и возможность выполнить базовые и общие клинические исследования, и рекреационные возможности – лес, пляж, чистый воздух. Из санатория, где он проходит предоперационное обследование, турист попадает в клинику, а затем он возвращается к нам на реабилитацию, – говорит Андрей Трапезников. – Но формат «санаторий», когда в одном месте сосредоточен и лечебный бизнес, и питание, и отельная часть, тем же европейцам почти неизвестен».

 

Причин этому несколько. Например, у петербургских туроператоров нет специалистов, которые смогли бы внятно рекомендовать потенциальному заграничному клиенту тот или иной вид лечения. Кроме того, для этого направления не предусмотрена государственная поддержка, а уровень размещения и сервиса в лечебных учреждениях Санкт-Петербурга оставляет желать лучшего.

 

Большинство иностранцев едут в частные клиники города, сервис в которых выигрывает у государственных медучреждений. Доля таких пациентов в структуре обращений в эти клиники составляет 6-10%. «Та же клиника «Скандинавия» за 2015 год заработала с приезжих пациентов более 700 млн рублей. Более 100 млн из них принесли иностранцы – это не только русскоговорящие эмигранты, но и жители Швеции, Норвегии, Германии», – говорит генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Александр Солонин. По его словам, частные клиники заинтересованы в том, чтобы прибывшего в Санкт-Петербург туриста-пациента встретили, разместили в гостинице, без очередей сопроводили в стационар. «Что касается государственных учреждений, им необходимо наладить логистику и оценку качества лечения приезжими клиентами», – уточняет он.

 

Недостает иностранным пациентам, главным образом, и доступной информации о возможностях медицинских заведений Санкт-Петербурга на английском языке. «В этом виде туризма существует определенная сумма «репутаций» – конкретного лечебного учреждения, конкретного подразделения и конкретного врача. Нужно помочь нашим заведениям сделать достойные продающие сайты на английском и других языках», – уверена директор по маркетингу и PR итальянской сети отелей Domina в России Наталия Белякова.

 

Аналогичное мнение высказывает и старший консультант департамента комплексных проектов Philips Healthcare Михаил Плисс. По его словам, медицинские туристы из разных стран мира не знают о том, что лечиться в России после изменения курса рубля выгодно. «Нет сайтов на английском, а если они есть, то они неудобны для восприятия. Потенциальные клиенты не могут найти на них цены, а операторы не знают язык. Говоря об СНГ, все молодое поколение на постсоветском пространстве не говорит на русском. Меж тем, туристический поток оттуда с каждым годом растет, потому что в странах постсоветского пространства люди становятся состоятельнее, – говорит Михаил Плисс. – Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и другие европейские страны целенаправленно вкладывают деньги в рекламу своих медицинских услуг, например, в сфере офтальмологии, онкологии, кардиохирургии. Наша страна должна к э тому стремиться».

 

Больше россиян – меньше европейцев

По оценкам экспертов, в 2016 году Северную столицу России посетили около 100 тыс. медтуристов. В Санкт-Петербург едут прежде всего пациенты из других городов России – всего 79,9% от общего объема потока. Причем лечение сложных заболеваний (например, онкологии, ортопедии и кардиологии) занимает около 90% в структуре внутреннего медтуризма, говорит советник MEDIGO в Российской Федерации Марина Мельгунова. Жители стран СНГ (15,2% пациентов от общего потока «въездных» пациентов) также заинтересованы в лечении и диагностике серьезных недугов. А вот медицинские туристы из других стран едут в город на Неве, как правило, за простыми видами лечения, которые в России выгоднее делать из-за соотношения валют: 4,9% – такова доля европейских пациентов в структуре медтуризма в Санкт-Петербурге. Чаще всего это финны и шведы. По информации MEDIGO, иностранцами более востребованы услуги стоматологии (44% от общего объема), затем следует гинекология и урология (23%), пластическая хирургия (17%), ортопедия и травматология (11%) и офтальмология (5%). По другим данным, среди европейцев также востребовано ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение).

 

Откусить кусок мирового рынка

Мировой рынок медтуризма в минувшем году составил более 120 млрд долларов – такую сумму за лечение и диагностику заплатили около 7 млн пациентов. По результатам последнего интернет-опроса Philips Healthcare, в ближайшие годы во всем мире будут популярны услуги по косметологической хирургии, стоматологии, лечению бесплодия и лечению стволовыми клетками. Уже к 2020 году поток «медицинских» туристов, которые отправятся подтянуть свое здоровье за рубеж, увеличится до 20 млн человек в год. Эксперты уверены, что к этому времени Санкт-Петербург может стать столицей медицинского туризма России и принять в свои здравницы в разы больше, чем на сегодняшний день.

 

При выборе государства для медицинского туризма иностранцы обращают внимание также на квалификацию врачебного персонала, отзывы других пациентов, стандарты комфорта размещения, низкую цену и другие факторы, заключает Плисс. Интернет-портала, который бы вобрал в себя эти критерии, в информационном поле Санкт-Петербурга на сегодняшний день нет, отмечает аналитик. Эксперты пришли к выводу, что для «медицинских» туристов из других стран в первую очередь необходимо создать пакеты комплексных медицинских услуг, которые бы сделали их пребывание и лечение в Санкт-Петербурге максимально комфортными.

 

В Смольном в пример активного развития «пакетных предложений» приводят опыт Южной Кореи, входящей в тройку азиатских стран-лидеров по уровню оказания медицинских услуг. Мощная государственная поддержка южнокорейского правительства позволила активно развиваться въездному медтуризму. Клиники Южной Кореи оформляют специальные медицинские визы для иностранцев и предоставляют переводчика, поэтому их услугами охотно пользуются, в том числе и жители Дальнего Востока России.

 

Таким образом, перед чиновниками из Смольного сегодня стоит несколько задач. Профильному комитету необходимо создать список медучреждений, готовых работать в этом направлении, разработать критерии их отбора, сформировать реестр перспективных профильных технологий, а также «пакетов» и программ медицинских услуг. И, наконец, определить основного оператора – частного или государственного, который будет сопровождать программу все время ее реализации.

Анна Тетерина