Креативным пространствам Санкт-Петербурга пропишут льготы

25 ноября 2016 в 18:27

Совет по инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга одобрил концепцию развития креативных индустрий в Северной столице, в рамках которой бизнесу, инвестирующему в креативные проекты, будут предоставляться льготы.  Чиновники разработали два варианта поддержки таких компаний. Один из них – предоставлять заинтересованному бизнесу помещения, находящиеся в городской собственности по льготным ставкам с применением максимальных понижающих коэффициентов к базовым ставкам аренды. Речь идет о передаче объектов в аренду всего за 1 рубль.

 

Чтобы получить льготу необходимо будет использовать не менее 70% арендуемой площади под социальные виды деятельности – культурные и творческие проекты, а также проекты в сфере образования. Как отметил губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко при несоблюдении этого условия, договор между инвестором и арендатором может быть расторгнут. 

 

«Мы обязательно будем отслеживать целевое использование зданий, чтобы это были именно креативные пространства, выставочные залы, какие-то медиа проекты», – рассказал «Эксперту С-З» первый заместитель председателя Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Дмитрий Синкин.

 

Для регулирования арендных отношений будет принят городской закон о фонде креативных пространств Санкт-Петербурга, устанавливающий коэффициент социальной значимости для организаций, сдающих в субаренду объект нежилого фонда. Ожидается, что данный проект поступит в Законодательное Собрание города в начале 2017 года.

 

Второй вариант поддержки творческих индустрий – заключение концессионных соглашений с инвесторами. Предполагается, что объект недвижимости будет сдаваться в аренду инвестору без необходимости внесения арендных платежей во время ремонтных и реконструкционных работ. В свою очередь, инвестор должен будет предоставить в субаренду часть площади для  креативных пространств. Размер этой площади будет прописан в концессионном соглашении.

 

«По каждому типу проектов мы хотим найти модель, где риски между бизнесом и государством будут распределены равномерно. Наша задача, чтобы бизнес был заинтересован развивать креативные проекты, а город при этом мог решать государственные задачи. Одна из них: вовлечение в оборот неиспользуемых объектов недвижимости, памятников, находящихся в плачевном состоянии», – отметил Дмитрий Синкин. По оценке чиновника в городе насчитывается более 50 проектов креативных пространств.

 

В список пилотных адресов для развития общественных пространств вошли семь пунктов: Каменоостровский проспект, д. 58-60 А, Кадетская линия, д. 21 А, корпуса 54- 55 в Апраксиным дворе (ул. Садовая, д.28-30), улица Курская, д.11/72, пр. Елизарова, д.45 и улица Восстания 7 в Кронштадте. В дальнейшем данный  перечень будет постоянно дополняться на основе предложений районных администраций, а также потенциальных арендаторов и концессионеров.

 

На заседании совета по инвестициям Петербурга также была озвучена идея о необходимости подключения инвесторов к развитию общественных пространств и парковых зон. Председатель городского Комитета по экономическому развитию и стратегическому планированию Елена Ульянова привела в пример московский парк Горького, отметив, что за последние пять лет вырос в шесть раз. Реализация таких бизнес-проектов может осуществляться через государственно-частное партнерство или за счет самостоятельного предоставления услуг бизнесом.

 

Генеральный продюсер Aurora Fashion Week Russia и руководитель фестиваля «Ода! Еда!» Артем Балаев считает условие о том, что субарендаторы из креативных сфер должны занимать не менее 70% предоставляемых площадей удачным. «Особенно это предложение интересно для бизнес-сообщества Санкт-Петербурга, где креативная индустрия достаточно заметна и развита. Однако об эффективности этой идеи можно будет говорить только в том случае, если она будет реализована на практике, а не останется лишь словами», – считает он.  

 

Тем временем, арт-директор пространства «Арсенал» Сергей Ларионов считает оптимальным соотношением когда  60% площадей предоставляется под коммерческую функцию, а 40% под культурную ввиду затратности социально-культурной части.

 

Как ранее писал «Эксперт С-З», Санкт-Петербург занял вторую строчку в рейтинге креативного капитала подготовленного фондом Calvert 22 совместно с компанией PwC. Об этом было объявлено на презентации пилотной версии индекса креативного капитала, прошедшей в Северной столице в рамках XV общероссийского Форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: диалог в поисках согласованности». На первой позиции в рейтинге расположилась Москва, а третье место досталось Казани.

 

«Некоторый консерватизм властей и нехватка крупных инвестиций заставляют амбициозных людей по-прежнему переезжать в столицу. Многие базовые преобразования, такие как доступное неформальное образование, развитие локальных медиа, обустройство общественных пространств, в Петербурге только начинают набирать обороты, но креативные индустрии пока не воспринимаются городом как сфера экономики, которая могла бы укрепить его имидж», – отметили составители рейтинга.

 

Председатель Центра стратегических разработок, член попечительского совета фонда Calvert 22 Алексей Кудрин считает разумным ориентиром для России увеличение доли креативного сектора в экономике  до 5-6% к 2035 году. Для таких крупных городов как Санкт-Петербург эта доля должна составить не менее 10-12%, уточняет экономист. «Сегодня Санкт-Петербург отстает от Берлина в развитии креативных индустрий, хотя изначально имеет больший потенциал. И Петербургу имеет смысл поставить перед собой измеряемые цели по развитию креативных индустрий и определиться с желаемым образом развития, будь это Берлин, Париж или еще какой-то город», – пояснил он. По мнению Алексея Кудрина креативные индустрии – рынок за счет которого Россия может развиваться. «В период кризиса, когда все экономики падали креативный сектор чувствовал себя устойчиво. В мире он растет темпами 7-8%. Это значит, что мы должны ставить на этот сектор, поскольку он будет держать нас на плаву», – резюмировал он.

 

В последнее время в Санкт-Петербурге фиксируется увеличение количества творческих кластеров и арт-пространств. В их числе такие крупные проекты редевелопмента как развитие острова Новая Голландия (инвестор компания Millhouse Романа Абрамовича, объем инвестиций – 12,1 млрд рублей) и создание кластера Artplay SPb на территории бывших казарм Новочеркасского полка («Тандем–Эстейт», 3,2 млрд рублей). В формате креативных пространств в Северной столице развиваются проекты «Этажи», «Ткачи», «Тайга», «Артмуза». Кроме того, на этом рынке работают управляющие компании, развивающие несколько проектов. К ним относится BS Group, развивающая площадки «Третий Кластер», «Флигель», Korpus2, «Голицин Лофт».

 

Креативные индустрии составляют сегодня порядка 3% мирового ВВП, обеспечивая рабочими местами 29,5 млн человек. Творческие площадки завоевывают все большую популярность и вносят значительный вклад в экономику ведущих европейских стран. В Великобритании, в частности, доля креативных индустрий в ВВП составляет 5%, что соразмерно доли всей строительной отрасли страны. Во Франции – 4%, в Германии – 2,6%, в США – 3,2%, в Австралии – 3,1%.