Креативная классика Северной столицы

25 ИЮЛЯ 2016 В 10:24

В Санкт-Петербурге продолжается трансформация исторических объектов под творческие кластеры. Не найдя в кризис крупных инвесторов или арендаторов, способных вложиться в полноценную реконструкцию-реставрацию бывших дворцов и особняков, их владельцы предпочитают отдавать недвижимость под творческо-креативные пространства

 

В отсутствие спроса на трансформацию таких зданий под офисные центры, апартаменты или отели, они, пусть на время, но становятся центрами притяжения людей творчества и искусства. Официально открывшееся в июле на набережной реки Фонтанки, в доме 20, креативное пространство «Голицын Лофт» – наглядное подтверждение этого тренда. Это здание (Дом П.В. Неклюдова, дом Министерства Императорского двора, дом Голицына), ставшее частью творческого кластера, является памятником архитектуры, находящимся в перечне объектов исторического и культурного наследия федерального значения. 

 

Примечательно, что собственником этого дома называют структуры Холдинговой компании «Форум» (построившей новый порт Бронка, владеющей Единым центром документов, прядильно-ниточным комбинатом им. Кирова, заводом «Измерон», компанией «БалтСтрой», а также рядом ресторанов), один из совладельцев которой – бизнесмен Дмитрий Михальченко – был арестован весной этого года по обвинению в контрабанде и сейчас находится в тюрьме следственного изолятора «Лефортово» в Москве. 

 

В руководстве самой ХК «Форум» «Эксперту С-З» не уточнили, в связи с чем и на каких условиях объект отдан под лофт. Однако известно, что еще в 2012 году «Форум» – комплекс зданий – через Российский аукционный дом был выставлен на продажу за 1 млрд рублей, но, видимо, продажа не состоялась, поскольку на данный момент за ту же сумму объект все еще предлагается к продаже одним из агентств недвижимости. 

 

 

В стиле Лондона 

Эксперты считают, что подобная новая функция историческим объектам даже на пользу. Во-первых, здание в этом случае получает какое-никакое обслуживание и ремонт, который хотя бы приостанавливает его обветшание и снижает вероятность прихода в аварийное состояние. А, во-вторых, эти объекты начинают оживать как общественные пространства, притягивая и горожан, и туристов, формируя тем самым более комфортную и качественную городскую среду. И, в-третьих, находящаяся вокруг таких «креативных точек» недвижимость тоже, как правило, начинает насыщаться аналогичной функцией. Из мировых примеров такого тренда наиболее наглядна судьба лондонского района Сохо, который из малопрестижной территории с 1960-х годов стал превращаться в район творческой богемы «свингующего Лондона» и сейчас является одним главных торгово-развлекательных кварталов британской столицы с большим количеством театров, студий, ночных клубов, пабов и тому подобных заведений. 

 

По мнению архитектора Сергея Чобана, у таких проектов хорошая перспектива: «Очень верно существующие здания, находящиеся в том числе под охраной, использовать как креативные пространства. Бывшие промышленные постройки, ищущие новые возможности использования, также можно переоборудовать в творческие кластеры». 

 

 

Тяжелая память 

Увы, но многие проекты реконструкции исторических объектов в центре Северной столицы закрываются, даже если для них находятся крупные инвесторы. Показательным примером может служить разрыв договора между городом и ЗАО «Оранж-девелопмент» на реконструкцию Конюшенного ведомства. Компания, принадлежавшая известным петербургским бизнесменам – братьям Михаилу и Борису Зингаревичам, планировала приспособить объект под апарт-отель. Но из-за разногласий между чиновниками, градозащитниками, Советом по наследию и девелопером реализация проекта была остановлена. На данный момент здание изъято у инвестора и закреплено за Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Учреждение уже разработало проект, в котором помещения Конюшенного ведомства будут использоваться в культурно-просветительских целях, однако работы по реконструкции потребуют немалых финансовых и временных затрат, потому что некоторые части здания находятся в аварийном состоянии. Очевидно, что проект по приспособлению здания в культурный объект не встретит протеста ни среди властей, ни среди граждан и будет выгоден городу с точки зрения оживления района и привлечения туристов, но вот найдутся ли в бюджете на это деньги – большой вопрос. 

 

Стоит отметить, что многие люди из бизнеса считают, что путь, когда государство, не найдя общий язык с инвестором, опять берет на себя бремя восстановления и содержания архитектурных памятников, не только не эффективен экономически, но и порочен идеологически. Так, председатель совета директоров девелоперской группы «Бестъ» Андрей Лушников скептически относится к новой функции здания, более перспективным он считает несостоявшийся проект преобразования братьев Зингаревичей. По его словам, городу помимо реставрации и открытия за бюджетные деньги нового культурного пространства стоит решать более острые социальные проблемы (например, пенсии ветеранам, дороги, образование и т.п.). 

 

«Всегда нужно думать не только о создании проекта, но и о его поддержании, потому что на это нужны финансы, – высказывается Андрей Лушников. – Я не верю, что город сможет правильно реализовать этот проект, увы, но есть ощущение, что может повториться ситуация со строительством стадиона на Крестовском, когда миллиарды бюджетных денег куда-то уходят, а результата нет. Другое дело, когда за дело берется частная компания, которая заинтересована в создании комфортной среды и видит в этом дальнейшую капитализацию как креативно-культурного объекта, так и окружающей его недвижимости». В качестве примера Андрей Лушников приводит проект своей компании, когда «Бестъ» выкупил и полностью восстановил бывшую лесную молочную ферму архитектора Юлия Бенуа на Тихорецком проспекте, создав там культурное пространство «Бенуа 1890». 

 

 

Оживляющий креатив 

Как уже отмечалось, появляющиеся креативные пространства в перспективе могут принести большую выгоду – оживить «мертвые», «депрессивные» районы. Причем как в центре, так и на окраинах города. Это поможет создать очаги активности для туристов и местных жителей и благоприятно влиять на экономику Петербурга. Уже сейчас лофт-проекты становятся частью городской среды, они продолжают активно развиваться, в том числе благодаря выгодным условиям для их обитателей (поскольку арендная ставка там относительно невысока и стартует от 500 рублей за кв. м в месяц). 

 

 

Упомянутый «Голицын Лофт» стал не первым в ряду проектов компании BS art development group. Она уже реализовала такие творческие проекты, как «Флигель» (ул. Восстания, 24), Korpus 2 (Биржевой пер., 2-4), «Третий кластер» (8-я Советская ул., 4). Одной из главных целей компании является изменение инфраструктуры города путем создания мест притяжения для местных жителей. Вследствие чего появляются районы, более интересные и привлекательные с точки зрения инвестирования. То есть компания не только дает возможность развития малому бизнесу и творческих идей, но и создает условия для дальнейшего привлечения финансов в определенные объекты. 

 

Конечно, это не первый случай, когда исторические объекты уходят в пользование творческой молодежи. Пожалуй, одним из первых таких примеров можно назвать пространство «Тайга», позиционирующее себя как экспериментальную платформу, которое расположилось в самом центре города (Дворцовая наб., 20). Это пример типичного творческого кластера, где под одной крышей собраны различные объекты: кафе, студии, шоу-румы российских дизайнеров, кинозал, хостел, залы для проведения лекций и мастер-классов. 

 

Под творческие пространства хорошо подходят не только старинные особняки, но и промышленные предприятия. Так, на шоссе Революции, на высвободившейся площадке действующего Завода слоистых пластиков, функционирует первый в Санкт-Петербурге Музей уличного искусства. Несмотря на отдаленность от ключевых туристических точек, посетителей в музее достаточно. Проект появился благодаря тому, что сейчас завод работает на треть мощностей, часть цехов не действует. Сама идея создания музея принадлежит Андрею Зайцеву, чей отец – председатель совета директоров завода Дмитрий Зайцев – поддержал креатив сына. 

 

Стоит вспомнить, что еще с 2007 года в Петербурге на территории бывшего хлебозавода функционирует лофт-проект «Этажи». Однако, в отличие от Музея современного искусства, он изначально создавался как коммерческий проект. Таких примеров множество. Сейчас идет реновация острова Новая Голландия, которая полностью закончится в 2025 году. Реконструкцию комплекса проводит ООО «Новая Голландия Девелопмент» – филиал компании «Миллхаус», принадлежащей Роману Абрамовичу. В Новой Голландии планируют открыть музеи, выставочные залы, научные лаборатории и коммерческие пространства. 

 

В Москве самыми успешными творческими кластерами считаются работающий с 2009 года дизайн-завод «Флакон», центр дизайна Artplay и территория «Красного Октября», где, например, находится институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Если сравнивать творческие пространства Санкт-Петербурга и Москвы, можно отметить, что в столице сложились целые творческие кварталы, тогда как наш город только стремится к такому результату. 

 

 

Тернистый путь 

Тем не менее, у значительного числа инициатив по созданию на исторических площадках креативных пространств судьба была плачевна. Несколько проектов были закрыты из-за разногласий или нарушений договоренностей между собственниками и арендаторами. Например, весной этого года судебные приставы опечатали кластер «Цархитектор», который просуществовал меньше года. Он находился на Большой Конюшенной, дом 9. Не удалось прижиться в городе пространству «Четверть». Сначала оно располагалось в здании бывшего Военно-транспортного университета на улице Декабристов, но из-за неготовности помещений к отопительному сезону арендаторам пришлось его покинуть. Позже «Четверть» снова открылось, уже в особняке на переулке Пирогова. Кураторам проекта пришлось столкнуться с большим объемом работ, так как здание было давно заброшено. После того как кластер стал функционировать и набирать популярность, собственник здания расторг с ней договор. Находившийся в здании бывшего завода «Сигнал» на Васильевском острове лофт Contour также был закрыт. Стоит отметить, что собственники здания – компания «Максимум» – планировали открыть на месте завода бизнес-центр, однако сейчас на этом месте развивается новый творческий кластер – эко-лофт «MORE PLACE». 

 

Несмотря на то что творческие кластеры получили распространение около десяти лет назад, а первый арт-центр, тогда еще в Ленинграде, появился в 1989 году, далеко не все креативные пространства получают поддержку со стороны собственников зданий, инвесторов или властей. По-прежнему многие здания (даже в центре города) остаются полузаброшенными, хотя очевидно, что такие объекты могут отдаваться под творческие кластеры, тем самым повышая активность и заинтересованность людей в данном районе. Властям необходимо формировать благоприятные условия для творческих проектов, поддерживать частную инициативу креативных кластеров и давать им развиваться, особенно если такие культурные пространства смогли прижиться и образовать локальные точки активности в городе. Сотрудничество между городом, бизнесом и творчеством может помочь в будущем избежать таких проблем, как неравномерное распределение деловой и туристической активности в центре Санкт-Петербурга, а у креативных пространств появятся перспективы дальнейшего развития.