Качество и синергия как главные тренды

19 февраля 2017 в 11:59

Проблемы и актуальные тренды сегмента гостеприимства, вопросы качества услуг и продукции стали главными темами экспертной сессии «Гостеприимный Петербург», состоявшейся в Доме журналиста в начале февраля.

 

В дискуссии и создании единой резолюции приняли участие ведущие рестораторы, отельеры, производители продуктов питания и ритейлеры, представители профильных госструктур и профессиональных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это первая из серии экспертных сессий, посвященных проблематике различных отраслей экономики Северной столицы, проводимых по инициативе Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга при поддержке делового аналитического журнала «Эксперт Северо-Запад» и Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада.

 

В минувшем году туристический поток в Санкт-Петербург вырос до 7 млн человек. И этот фактор, несомненно, повлиял на темпы запуска новых точек общественного питания, говорит председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев. Количество объектов общепита в прошлом году по сравнению с 2015 годом увеличилось на 9%. Сегодня в Северной столице работает более 7,5 тыс. ресторанов и кафе, а на одну тысячу жителей приходится 86,6 посадочных мест – этот показатель один самых высоких в стране. «Да, препятствий для развития этой сферы предпринимательства еще немало. Но мы держим руку на пульсе, помогаем росту бизнеса, действуем в интересах потребителей и стоим на защите их прав. Мне приятно, когда к нам приезжают гости и говорят, что в Петербурге высокий уровень общественного питания. Об этом говорят и жители нашего города. Это заслуга и бизнеса, и власти, и надзорных органов. Всегда должен быть баланс прав и ответственности», – утверждает Эльгиз Качаев.

 

Всегда – одним цветом

 

Оформление вывесок для заведений общепита, а также организация летних площадок у кафе и ресторанов – важные темы, о которых эксперты говорили на первой тематической сессии. «В прошлом году комитет разработал ряд подзаконных актов и регламентов, в рамках которых определены типовые формы рекламных конструкций, летних кафе, ларьков и павильонов и других м алых форм. В случае размещения этих типовых конструкций можно не согласовывать проектную документацию. Это серьезный шаг навстречу бизнесу», – отмечает заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Лариса Каннуникова. Участники беседы сошлись во мнении, что все процедуры согласования стоит максимально упростить, особенно в преддверии ЧМ-2018.

 

По-прежнему острым остается вопрос размещения у заведений выносных столиков, веранд и террас. Рестораторы и отельеры высказались за то, чтобы разрешение на их работу выдавалось на весь год, а не только на летний сезон. Ведь если бизнес поддерживает порядок на выделенной территории, ведет свою деятельность без нарушений и соблюдает все необходимые условия, приумножает количество посетителей за счет увеличения числа посадочных мест, это обеспечивает и новые рабочие места, и повышает налоговые отчисления. И в целом, отвечая на запросы бизнеса, администрация должна идти от позиции «это возможно, но при определенных условиях», а не как сейчас: «нельзя, но в отдельных случаях при определенных обстоятельствах мы могли бы позволить что-то сделать», считают предприниматели. Активная полемика развернулась вокруг вопроса добросовестной конкуренции и упорядочивания предоставления территории под террасы и кафе в случае, если в здании располагается несколько заведений.

 

Еще одна актуальная тема – качественные и эффективные методы продвижения товаров и услуг на рынке Санкт-Петербурга – стала главной темой второй тематической сессии. Региональные представители пищевой промышленности отметили лояльность федеральных ритейлеров к их продукции после введения эмбарго. А вот с отельерами и рестораторами найти общий язык производителям пока сложно. Игроки рынка HoReCa в свою очередь посетовали на то, что не все поставщики, особенно из соседних к Санкт-Петербургу регионов, отвечают таким запросам шеф-поваров, как качество продукции и ее оперативная доставка до кухни. «При выборе поставщика для нас важным фактором является не только цена, но и качество продукции. Раньше, например, свинину мы закупали в Финляндии. Теперь перешли на отечественное мясо, но найти продукцию соответствующего качества не так-то просто. Это касается также мяса птицы, овощей, других категорий», – отмечает генеральный управляющий ресторанами восточного направления холдинга Ginza Project Анна Сотникова.

 

При этом цена и на мясо, и на овощи может меняться непредсказуемо, например, в связи с погодными условиями. «Так, в декабре, из-за простоев машин на границе в холода и снегопады баклажаны подорожали с 200 до 600 рублей за килограмм. Такое же бывает и с бараниной: если в Дагестане машины задерживаются из-за погодных условий, то на фоне дефицита сразу начинается спекуляция», – приводит конкретные примеры Анна Сотникова. В холдинге всерьез задумались о собственной сыроварне, особенно для производства сыра сулугуни – это просто вынужденная мера для обеспечения потребностей ресторанов.

 

В тесном сотрудничестве с государством

Председатель Комитета по развитию предпринима- тельства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз КачаевПредседатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев:

 

– Среди широкого диапазона полномочий комитета одними из самых важных являются вопросы обеспечения высокого качества продукции и услуг для потребителей. Центр контроля качества товаров совместно с Роспотребнадзором и другими учреждениями планомерно ведет эту работу. Но мы надеемся не только на выстраивание совместной работы с бизнесом, но и на ответную реакцию, на ответственное предпринимательство. В последнее время для бизнеса сделано много послаблений, снижено до минимума количество проверок в расчете на «правильных» предпринимателей. И велик соблазн этим воспользоваться, особенно в погоне за дешевизной товаров. Но чтобы система работала, нужно выявлять случаи контрафакта, безответственных производителей и «непонятных» поставщиков некачественных продуктов.

 

Программа добровольной сертификации «Петербургская марка качества» разработана для того, чтобы, используя рыночные механизмы, поддерживать производителей качественных товаров. Чтобы принять в ней участие, предприятия, которые уверены в своей продукции, позволяют нашему подведомственному учреждению проверять производство и товары на соответствие государственным нормам и ТУ в любое время и, условно говоря, в любом месте. При этом для обеспечения объективности создан специальный попечительский совет. После подтверждения качества мы подписываем договор и присваиваем им специальный знак, оказываем содействие в продвижении и рекламируем, что в результате должно обеспечить рост оборотов. Уже можно заявить, что этот проект успешно развивается. Это крайне важно для рынка, для повышения информированности потребителей.

 

«Все производители зависят от конечного потребителя, который за последние годы стал достаточно избирательным, если не сказать капризным. Изучать состав на этикетке для большинства уже норма», – говорит вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Елена Дюкарева. – По данным на 2016 год, в Ленинградской области расположено более 3 тыс. крестьянско-фермерских и более 300 тыс. индивидуальных хозяйств. Это огромный рынок. Отсутствие клиентоориентированности, нежелание фермеров идти навстречу ритейлерам и рестораторам не говорит о том, что они не хотят этого делать. Зачастую для этого существуют объективные причины».

 

Эти причины были рассмотрены на примере производства качественного козьего сыра, производимого одним из фермеров региона. Факт, что готовая продукция не может стоить дешевле себестоимости – 1,2 тыс. рублей за килограмм. И так как объемы производства у фермеров небольшие, они не могут продавать этот сыр, например, дешевле 1,3 тыс. рублей за килограмм. Но для бизнеса такая цена поставки неконкурентная. А если будет снижено качество, то те же рестораторы не станут приобретать сыр для приготовления блюд. Замкнутый круг, выйти из которого возможно, очевидно, через рост доходов населения и повышение покупательской способности. А более реальные конкретные решения задачи появляются благодаря господдержке сельхозпроизводителей, которая в Ленинградской области одна из самых мощных в сравнении с другими регионами России.

 

Одним из главных условий развития на рынке всех участников является поиск синергии. «Феномен потребительского рынка в том, что производители сами зачастую создают торговые сети, ресторанный бизнес запускает свои производственные мощности, а также точки продаж продуктов, ритейлеры выступают популяризаторами качества своих поставщиков, активистами в борьбе с фальсификатом и т.д. Только благодаря синергии, применению эффективных методов продвижения товаров и услуг сегодня можно быть успешными. И особенно это касается фермеров и некрупных производителей. Мы готовы делиться опытом, крайне заинтересованы в том, чтобы научить их заключать крупные контракты, работать на весь регион, ведем эту работу», – подчеркивает председатель Комитета по торговле Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, заместитель директора Северо-Западного филиала X5 Retail Group по связям с государственными органами власти и СМИ Ольга Волкова.

 

В добровольном порядке

 

Действенным стимулом для производителей становится система добровольной сертификации для производителей товаров и услуг Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которую реализует Центр контроля качества – «Петербургская марка качества». На сегодняшний день знаком качества отмечены 179 наименований 13 производителей. Продукты, получившие такой сертификат, на полках магазинов помечены специальным логотипом – стилизованным изображением грифона и аббревиатурой ПМК. Производственным контролем занимаются многие предприниматели. «В этом году на обновление оборудования испытательной лаборатории «Петербург – Экспертиза» Центра контроля качества выделено 20 млн рублей, к июлю эти работы будут выполнены. Это важно, так как только в 2016 году в центр поступило более 4 тыс. жалоб на неудовлетворительное качество продуктов питания, не говоря о других категориях. А всего центром в рамках реагирования на заявления и в ходе производственного контроля проведено более 12 тыс. испытаний по 35 группам товаров», – говорит директор СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров» Ростислав Шипицын.

 

В Ленинградской области лучшие товары и производители выявляются в ходе конкурса «Сделано в Ленинградской области». Подать заявку могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Ленинградской области либо фактически осуществляющие хозяйственную деятельность на территории региона, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности. Преимуществами обладают производители высокотехнологичных товаров, импортозамещающей продукции, а также товаров, не имеющих аналогов. Критерии строгие – в начале февраля право наносить бело-сине-красный знак с символикой региона (сроком до 2020 года) получило только четвертое по счету предприятие.

 

Стоит отметить, что экспертная сессия «Гостеприимный Петербург» приобрела международный статус благодаря участию представителей Гагаузии (автономного территориального образования Молдовы), которые очень заинтересованы в сотрудничестве с Россией, с предпринимателями Санкт-Петербурга. Повестка следующей экспертной сессии уже обсуждается, при этом оргкомитет предоставляет возможности предпринимательскому сообществу заявлять наиболее актуальные темы для обсуждения, выступать в качестве экспертов и партнеров мероприятия. Принято решение о том, что предложения резолюции, выработанной по итогам этой и последующих сессий в рамках стартовавшего совместного проекта, буду т представлены администрацией Санкт-Петербурга в Министерство промышленности и торговли России и в Министерство экономического развития России.

Марина Скляренко, Анна Тетерина