Хроники большого бизнеса

18.06.2018

Нейромаркетинг, HR-баттлы, блокчейн, бизнес-форсайты и перманентное ощущение себя мемом Джека Николсона из фильма «Сияние» – все это Big Business Fun Festival, который проходил на стадионе «Молния» 7, 8 и 9 июня. На улице светит солнце, но это обман. Такой же большой, как территория фестиваля. По мере приближения к Приморскому проспекту кожаная куртка уже не кажется удачным выбором, а ботильоны беспощадно утопают в газоне. Организаторы вздыхают. В том году погода была значительно лучше, но раз на раз не приходится. В бизнесе даже fun – через преодоление.

День первый

Летим! Из того, что не сдуло ветром, только решимость успеть сделать как можно больше.  Дезориентация на фестивалях – это нормально. Одновременно идут выступления спикеров, корпоративные игры,  тест-драйвы, спид-бизнес-дэйтинги... Трудно сосредоточиться, особенно когда только что чуть не врезалась в квадрокоптер. С чего начать? Помимо главной сцены, есть еще 3 площадки: «Финтех», «Продажи» и «Предпринимательство». Отдельное (и единственное) закрытое помещение – VIP, где ежедневно запланировано от 2 до 3 лекций.

Формат выступлений – стандартный. От 45 минут до часа, половина времени уходит на выступление, остальное время спикер отвечает на вопросы. Пока на главной сцене Борис Титов рассказывает про инструменты для выхода продукта на рынок, в секции «Финтех» уверены, что ICO – неотъемлемая часть четвертой промышленной революции. Параллельно идет тренинг по продажам и Startup Junior. Мы решили немного подождать у главной сцены и пойти на лекцию Евгении Копытиной (SEKTA) «Веселые факапы». На экране – слайд для проверки кликера, посреди дня на сцене вовсю работают колорченджеры, но веселее от этого не становится. Мы уходим, усвоив главный месседж лекции – считайте деньги. Это в бизнесе-то? Никогда бы не подумала.

Что дальше по лайн-апу? Холодные звонки, суперкомпании будущего, развитие блокчейн и криптовалют глазами Дмитрия Мариничева и хедлайнер первого дня – Илья Авербух, выступление которого перенесли в шатер. Слишком сильный ветер. Режиссер-постановщик драматического спектакля на льду «Ромео и Джульетта» рассказывает о том, что ТВ еще очень далеко от экспериментов. Рейтинги привычного ледового шоу были выше того, к которому добавили еще и танцы на полу. Малейшее отхождение от изначального формата воспринимается телезрителями хуже. Для тех, кто хотел услышать что-то вроде правил жизни, Илья Авербух тоже не подвел, сказав, что анализ – это прикрытие лени. Довольно интересная мысль. Можно сформулировать как тезис: чем больше думаешь, тем меньше делаешь. Действительно работает.

Еще только середина дня, но часть людей уже уезжает. Это тактическое отступление, которое позволит выжить в войне за бизнес-образование под открытым небом. Для «выживших» фестиваль продолжается до 19.00.

День второй

Легким движением руки кожаная куртка превращается в осеннее пальто, но это не спасает. Мы сидим на фудкорте, который расположен рядом с главной сценой. Параллельно идут выступления Валерия Гаврилюка (Термекс Групп), Дмитрия Вагина (Энергомашбанк), Юлии Сахаровой (Член Правления HeadHunter Group) и Владимира Мариновича (Учредитель бизнес-школы «Вверх»). У главной сцены больше шансов на внимание аудитории, и дело не в том, что тезис о стабильности через изменения лучше финансовых инструментов господдержки. Просто воспринимать информацию о современных инструментах финансирования без кофе просто не получится. В целом, зона для еды расположена очень удобно. Довольно неплохой выбор и недорого. Обычно на опен-эйрах завышают цены на еду и напитки, но здесь такого не было. Во всяком случае, насколько, чтобы заметить.

Тем временем Наталья Иваненко (ФК «Зенит») рассказывает о Digital-маркетинговых инструментах для массового подбора стюардов на Чемпионате Мира этого года, Станислав Сульский (Сервис «ПланФакт», Эксперт по IT-продуктам) учит избегать кассовых разрывов, а Дэвид Грин (IBM) говорит об автоматизации рекрутинга. В секции «Предпринимательство» идет стартап-хакатон, но мы вписываемся в квест от Questoria, охватывающим всю территорию фестиваля. Честно говоря, нелегко. Никогда не любила загадки, но пришлось научиться. Спустя полчаса поисков и сорокаминутное выступление Любови Пекшевой (Burger King) «Работа с нами — огонь!» мы находим условную стоянку VOLVO. Там должен быть ответ на один из каких-то совершенно не экзистенциальных вопросов квеста. Пошел дождь  и тест-драйв показался счастливым спасением. Игра подождет. Пытаюсь открыть машину, срабатывает сигнализация, открывается задняя дверь: «Мы грелись!», говорят мне со смехом. Отмечаю про себя, что это гениально и иду на собеседование будущего. Там рассказывают про робота Веру, которая проводит видеоинтервью с потенциальными сотрудниками, совершает звонки, отправляет письма… Словом, наконец-то появился хоть кто-то, кому не грозит эмоциональное выгорание, и в том, что этот кто-то – рекрутер, есть немалая доля иронии.

День третий

Внезапно тепло. Светит солнце. Снимаю зимний шарф. Нет, ну стоило, наконец, полностью апгрейдиться – и все зря! На эволюционном уровне я какой-то тиранозавр-неудачник, споткнувшийся о глобальное потепление. Ладно. Планы на утро – застать выступление о киберспорте, будущему direct-маркетинга и социально-ответственному бизнесу. Далее – Игорь Антоновский рассказывает о том, как написать сценарий для Азино 777. Он расписал этот вирусный, но откровенно навязчивый ролик как философию Вольтера, и было бы убедительно, но мы же все видели, как это выглядит, так ведь?

Следующее выступление Сергея Воскобойникова «Как создать компанию по горло в долгах, с потерянной командой и инвестициями?» пытается сорвать некто утверждающий, что «эта лекция уныла, поэтому идите к нам!» Агрессивный маркетинг – это весело, но здесь он был нечестен, неловок, неряшлив и еще более уныл, чем у обвиняемой стороны. Все же оскорблять – это искусство. Обескураженные полным факапом, мы уходим бродить по бескрайним бизнес-полям и находим стенд, посвященный эмоциональному интеллекту «Эмпатиум!». В наше время, когда то, что о тебе думают, напрямую влияет на прибыль, эта тема просто не может быть невостребованной. Нас берут в команду для карточной игры. Задача – угадать эмоции другого человека. Это определенно сложнее квеста. Лично я чувствовала себя Шелдоном Купером из «Теории большого взрыва». Оказалось, я совсем не понимаю людей. С другой стороны, не все могут достоверно показывать эмоции, не испытывая их на самом деле. В этом смысле игра не обязательно точна, но, тем не менее, она есть, и ее используют в компаниях. Значит, для кого-то это работает.

До афтепати остается совсем мало времени, и мы идем на лекцию Игоря Комолова (Евроавто) по секс-маркетингу. Как и предполагалось, провокационное название вытеснило содержание, но все равно было довольно весело.  На главной сцене уже выступает Дмитрий Янковский, участник проекта «Голос», солист проекта NeoClassic. Его слышно даже у нас, в «Маркетинге». Пора посмотреть, что там. Аудитория сидит в разноцветных «грушах», музыкант пытается раскачать толпу русскими народными песнями и криками «Зима близко!» Тем временем в «Предпринимательстве» идет лекция Вячеслава Трактовенко, который презентует новые проекты Форсайт-флота под музыку из «Пиратов Карибского моря». Дмитрий Янковский, видимо, решил, что Клаус Бадельт дал маху, оставив саундтрек без слов, и поэтому добавил их сам. Довольно дико, конечно, но здесь, на стадионе «Молния» кракен вряд ли водится, поэтому черной метки бояться нечего. Нам пора. Мы уходим, вспоминая старый пиратский девиз: «Бери все и не отдавай ничего!»

Катерина Воскресенская