Финская Prisma не спешит покидать Россию вслед за «К-руока»

28 октября 2016 в 17:34

Финская корпорация SOK, которой в России принадлежат отели Sokos и сеть магазинов Prisma, планирует остаться на российском рынке, несмотря на снижение покупательной способности россиян. Об этом сообщают финские СМИ со ссылкой на директора по продажам S- group (в нее входит SOK) Йорма Вехвиляйнен.  

 

«Когда экономический кризис в 2014 обрушился на Россию, мы решили отказаться от планов открывать новые точки. Посмотрим, в каком направлении будет развиваться ситуация в стране, а потом решим, стоит ли продолжить работу», – отметил он.

 

На этой неделе в сети магазинов сменилось руководство – вместо Марты Коскинен генеральным директором ООО «Призма» был назначен Ярмо Паавилайнен. На новом посту перед топ-менеджером стоит задача обновления концепции сети Prisma в соответствии с ситуацией на рынке. В компании ожидают, что это позволит обеспечить долгосрочное развитие Prisma в России. «Падение спроса действительно повлияло на торговлю, но мы ожидаем оживления уже в следующем году», — отметил Ярмо Паавилайнен.

 

При этом планы по развитию сети Prisma в России остаются  заморожены.  Сейчас финская сеть насчитывает 17 магазинов: 6 гипер- и 11 супермаркетов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. При выходе на российский рынок в 2008 году SOK ставил перед собой задачу открыть в стране 30 магазинов.

 

На днях стало  известно о покупке российским ритейлером  «Лента» гипермаркетов «К-руока» у финской компании Kesko. Сеть, включающая  11 магазинов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, была приобретена «Лентой» за 11 млрд рублей.

 

«Мы сосредоточимся на развитии торговли продуктами в Финляндии и отказываемся от торговли в России, так как этот бизнес потребовал бы значительных капиталовложений», – объяснил причину продажи президент и гендиректор Kesko Микко Хеландер.

 

Участники рынка называли причиной продажи «К-руоки» ее убыточность вследствие изменившейся рыночной конъюнктуры. В 2011 году, когда сеть только начинала наращивать присутствие в Санкт-Петербурге, рынок ритейла находился на подъеме, тогда как в последние несколько лет из-за девальвации рубля, снижения потребительского спроса и ужесточения конкуренции на нем наблюдался спад.

 

До этого Kesko также продала сеть спорттоваров «Интерспорт» группе частных инвесторов. Сумма сделки оценивалась в 100 млн руб.

 

Для «Ленты» 11 гипермаркетов Kesko составляют четверть от годового плана по развитию сети. В течение этого года ритейлер намеревался открыть в стране не менее 40 магазинов. После приобретения сети «Лента» увеличит долю на петербургском рынке с с 14,4% в 2015 г. до 16,5%, обогнав группу «О’кей».

 

По данным Росстата в 2015 году оборот розничной торговли упал на 10%. В ситуации падающего рынка ритейлеры приступили к закрытию части своих магазинов. В Санкт-Петербурге данной стратегии в частности последовали компании Stockmann, Nike, «Дети», а сеть строительных гипермаркетов «Метрика» была продана совладельцам УК «Альта» Денису Избрехту и Алексею Каверину.

 

Согласно данным аналитической компании Nielsen в последнее время потребители, перешедшие в режим экономии, предпочитают гипермаркетам формат дискаунтеров. «Количество гипермаркетов уже не растет такими темпами, как раньше, а объем продаж товаров повседневного спроса в этом канале снижается. Противоположная динамика у дискаунтеров: они и демонстрируют бурные темпы роста, и завоевывают новых покупателей, которым комфортнее ходить в магазины у дома с низкими ценами и тратить меньше за одно посещение», –  отмечала руководитель отдела по работе с розничными сетями Nielsen Россия Екатерина Пестерева.