Фастфуд наносит ответный удар

23 ноября 2016 в 08:35

Доставка готовой продукции домой оказалась одним из наиболее устойчивых к кризису сегментов ресторанного рынка. В ситуации падения потребительского спроса потребители предпочитают либо посещать рестораны быстро питания либо заказывать еду на дом. Согласно исследованию NPD Group, в начале 2016 года пиццу стали заказывать на 34% чаще, а продажи пирогов  с мясом, овощами, сыром, в том числе осетинских, выросли на 24 %.

 

«Люди стали заметно реже ходить в рестораны. В прошлом году визиты сократились на 6% и январе-феврале 2016 года продолжал падать теми же темпами.  Потребители и дальше будут искать все возможные пути экономии и заказывать более дешевые блюда», – отмечает генеральный директор NPD Group в России Мария Ванифатова.

 

По сравнению с Москвой объем петербургского рынка доставки еды заметно меньше, однако, количество заказов на дом в городе постоянно увеличивается, подтверждает управляющий директор BB&Burgers Дмитрий Степанов.  «Крупные игроки все больше рассчитывают на доставку. В ближайшей перспективе, они станут уменьшать количество посадочных мест в своих заведениях в пользу доставки», – ожидает он.

 

В качестве одного из примеров выбора такой стратегии можно привести американскую сеть пиццерий «Папа Джонс», в ноябре открывшую второй ресторан в Санкт-Петербурге в районе метро Лиговский проспект.  Именно этим объясняется выбор не столь оживленного места дислокации нового ресторана и малое количество посадочных мест в ресторане, общей площадью 80 кв.м.  В этом решении есть логика, поскольку на доставку своей продукции приходится порядка  35-40%  от общей выручки американской сети в стране, оценивает Дмитрий Степанов.

 

Первый ресторан сети «Папа Джонс» в Санкт-Петербурге начал работу в октябре текущего года. До конца года открыть еще две точки в городе, а в течение пяти лет количество ресторанов сети в городе вырастет до 40. В развитие сети будет вложено порядка 441 млн рублей. Ранее сеть пиццерий работала в Северной столице по франшизе, но в 2014 году договор с независимым оператором был расторгнут и 15 точек американских пиццерий через франчайзи перешли к итальянской сети пиццерий Telepizza.  

 

«После двухлетнего перерыва и подготовительных работ по переходу на локального производителя, «Папа Джонс» решил вернуться в Петербург самостоятельно, без привлечения партнеров», – рассказал «Эксперту С-З» президент холдинга «Папа Джонс» в России и СНГ Кристофер Уинн. 

 

В настоящий момент около 90% поставщиков компании являются локальными производителями, тогда как на зарубежных партнеров приходится только 10%. Американская сеть перешла на использование муки, куриных крыльев, сыра и соусов российского производства. А сырную продукцию компании поставляет молочный завод во Владимирской области.

 

«Несмотря на то, что ресторанной сети «Папа Джонс» придется конкурировать с такими лидерами в области доставки пиццы в городе, как «2 Берега» и «Достаевский», компания займет свою потребительскую нишу на рынке общественного питания Петербурга», – полагает технический директор компании «Ресторанный консалтинг - Петербургская Ресторанная Школа» Андрей Ушаков. По мнению эксперта помимо предоставления качественных услуг по доставке и качеству продукции, для привлечения аудитории компании необходимо разработать грамотную бонусную и скидочную систему.

 

Другим сегментом ресторанного рынка, показывающим рост вопреки кризисным тенденциями в экономике, является фастфуд. По подсчетам NPD Group с 2013 по 2016 год его доля на российском рынке общепита возросла с 33% до 36%. Увеличение популярности ресторанов быстрого питания эксперты связывают с активным запуском новых точек такими лидерами рынка как «Макдоналдс», KFC и Burger King. К примеру, «Макдоналдс» в течение этого года должен открыть в Санкт-Петербурге шесть новых точек.

 

При этом для более мелких игроков рынка ситуация складывается не столь благоприятно.  Так, в прошлом году обанкротилась ООО «Яркая звезда», управлявшая ресторанами сети Carl's Jr в Санкт-Петербурге и Новосибирске, после чего компании нашла нового франчайзи. Неудача преследовала и финскую сеть Hesburger, которая вынуждена была закрыть несколько своих ресторанов. Кроме того, вынуждена была покинуть российский рынок американская сеть фастфуда Wendy's (входит в топ-3 крупнейших фастфудов США), закрыв все восемь ресторанов в США. Бренд Wendy's развивался в стране по франчайзингу компанией «Венрус ресторанная группа». Ослабление позиций сетей общепита объясняется продуктовым эмбарго и неблагоприятной конъюнктурой в России.

 

«Уверенные позиции таких сетей как «Папа Джонс», отмечает эксперт, достигаются благодаря сравнительно низкой себестоимости на производство продукции, что в свою очередь связано с большими объемами производства и соответственно меньшими издержками на скупку сырья.  Это преимущество позволяет международным компаниям подобного уровня выстраивать более гибкую ценовую политику», – уточняет главный редактор портала «Бибосс» Елена Пономарева