Элементы «Ночи музеев»: искусство, история и химия

              

В эти выходные петербуржцы не спали – всего лишь раз в году бывает событие, когда музеи распахивают свои двери на всю ночь. В эту уникальную ночь в музеях, театрах, парках всё не так, как в остальные 364 дня, например, можно было увидеть спектакль не на сцене, а за кулисами в театре «На литейном», сняться в кино, не будучи актером в «Ленфильме», дремать под звуки органа в Петрекирхе и сварить зелье в музее медицинского университета им. академика Павлова. Всего гостей принимало 120 музеев и культурных площадок. 

Музей железных дорог России, открывшийся в 2017 году, горожанам еще в новинку. Уже за полчаса до начала акции образовалась длинная очередь. Ровно в 18:00 всех запустили, и люди разделились на три группы: большинство встали еще в одну очередь, теперь уже за билетами, другие, заранее подготовленные, взяли бланк для прохождения квеста у волонтера и начали решать задачки о химических элементах, из которых состоят железные дороги, а третьи поспешили к самим поездам – вдруг паровоз без них уедет? Работники музея таких останавливали, нельзя, дескать, заходить внутрь, музейный экспонат, все-таки. Нет, заглядывать тоже нельзя. Ну, ничего, в музее еще много всего интересного, можно увидеть поезд в разрезе и даже примерить исторические железнодорожные костюмы. Поезда тут на любой вкус, есть даже ракетный модуль. Джазовый оркестр создавал в музее атмосферу праздника.

Двор музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме превратился в настоящую фестивальную площадку. Целых две сцены заняли актеры, поэты, музыканты и танцоры, гости ставили свои собственные спектакли в импровизированном Театре теней, а в глубине двора взрослые и дети мастерили шляпы и пытались попасть в Зазеркалье. На каждом углу были сконструированы инсталляции, превратившие дворик в уголок волшебства и искусства. Все элементы культуры соединились в одном месте, создав смесь всеобщего счастья. А еще здесь не было очередей. Магия, не иначе.

А вот в музей советских игровых автоматов очередь протянулась на десятки метров. Чем только не занимали себя там люди. Организаторы предлагали ожидающим собрать кубик Рубика. Многие танцевали под музыку от ночных клубов по соседству с музеем. Можно было еще попробовать побить мировой рекорд скорости на велосипеде на советском велотренажере во дворе. Стоять было тяжело и долго, но никто не уходил: «Там должно быть весело, в отличие от остальных музеев, там можно поиграть» - разговаривали парни позади меня. При входе сотрудники выдавали каждому по три 15-копеечных монетки-жетона. «Морской бой», «Магистраль», «Снайпер», «Городки» и десятки других автоматов советской эпохи взяли на себя удар в виде тысяч посетителей. Музей проработал тему элементов по-своему и предложил петербуржцам не только увидеть элементы прошлой эпохи, но и потрогать (на ощупь угадать 10 предметов быта 1970–80 гг.), понюхать (шампунь «Кря-кря» или гудрон, который многие в детстве использовали вместо жвачки), услышать (познакомиться с собранием исчезнувших звуков 90-х) и даже попробовать на вкус.

Порталом в Германию в «Ночь музеев» стала Петрекирхе. В чаше бывшего бассейна и катакомбах воссоздали элементы повседневной жизни немцев: организаторы считают, что светофор, тряпичная сумка, трансляция немецкого футбольного матча, стикеры с социальной рекламой, эдельвейсы и морские приливы способны рассказать о культуре не меньше, чем путеводители. До 06:00 в церковном зале звучали концерты органной музыки на исполинском инструменте Вилли Петер.

По информации пресс-службы администрации губернатора Санкт-Петербурга, в этом году городская «Ночь музеев» приняла около 100 тысяч человек. Больше всего людей посетило Ботанический сад – 15 тысяч гостей, Артиллерийский музей - 13 тысяч, киностудию «Ленфильм» - 12 тысяч.

Организаторы призывают не выбрасывать билеты: всё лето музеи и другие культурные организации города будут проводить специальные акции и предоставлять скидки по единому билету «Ночи музеев».

Кристина Дьячковская