Экономия затрат импортеров

       

Важно работать над оптимизацией расходов на оформление доставки грузов: каждый затраченный на эти цели рубль впоследствии удорожает цену продукта на прилавке, говорят в Ассоциации импортеров плодоовощной продукции

Исследование «Деловая активность Северо-Запада» невозможно представить без компаний, работающих в сегменте внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Президент Ассоциации импортеров плодоовощной продукции (АИПП) Ирина Капитанова в беседе с корреспондентом «Эксперта С-З» рассказала про проблематику внешнеторговых операций.

– Как в целом вы оцениваете ситуацию в сегменте внешнеэкономической деятельности в текущем году?

– По сути, мы наблюдаем продолжение трендов, получивших начало несколько лет назад: усиление регуляторной функции государства, серьезное изменение логистических схем по экспорту и импорту продукции, стремление бизнеса открыть новые направления поставок, оптимизировать расходы и обеспечить качественное развитие своих проектов. Бизнесмены Северо-Запада в этом смысле всегда были примером для предпринимательского сообщества из других регионов России, ведь регион, благодаря своему географическому положению – один из локомотивов в стране по части внешнеэкономической деятельности. Неспроста наши бизнесмены, в том числе из состава АИПП, стали завсегдатаями различных мероприятий федерального уровня, на которых рассматриваются аспекты внешнеторговой деятельности.

Снижение потребительского спроса внутри России ожидаемо привело к тому, что импортеры пересмотрели ассортимент поставляемой в страну продукции, стали больше уделять внимание удешевлению логистических расходов, решению проблемных вопросов, связанных с перевалкой грузов через российские порты. Импортеры плодоовощной продукции зависимы от темпов развития отечественных портов, заинтересованы в развитии и модернизации их мощностей. Оптимистично смотреть в будущее нам позволяют планы по попаданию России в топ20 странового рейтинга Doing Business. Помимо исполнения других условий, Сергей Шестаков Экономия затрат импортеров Важно работать над оптимизацией расходов на оформление доставки грузов: каждый затраченный на эти цели рубль впоследствии удорожает цену продукта на прилавке, говорят в Ассоциации импортеров плодоовощной продукции И в этом рейтинге очень жестко сформированы принципы взаимодействия государственных органов и бизнеса, позволяющие сформировать качественную деловую среду. Для нас как участников ВЭД, к примеру, важны такие вопросы, как скорость таможенного оформления, сертификация продукции, стоимость услуг портовых терминалов и логистических компаний, скорейшее внедрение цифровых технологий при оформлении внешнеторговых операций.

Если делать акцент на наших специфических вопросах, то в последние месяцы мы видим много нововведений в сегменте сертификации плодоовощной продукции. В частности, ужесточаются требования к лабораториям, которые проводят исследования, отбирают образцы проб и выдают заключения. Возникают и другие инициативы, реализация которых государством, как правило, приводит к дополнительным финансовым и временным нагрузкам на участников ВЭД. Предприниматели, безусловно, за то, чтобы контроль способствовал улучшению ситуации с поставкой безопасной продукции. Но любой контроль не должен быть излишним, препятствующим выстраиванию четких схем поставок. И наши эксперты, и другие участники ВЭД находятся в постоянном диалоге с таможенными службами, предлагают решения, позволяющие упростить взаимодействие между всеми сторонами ВЭД.

– На ваш взгляд, какие основные проблемы, стоящие перед участниками ВЭД, нужно решить?

– Сокращение издержек для того, чтобы население потребляло качественную продукцию, а бизнес мог более быстро оборачивать ресурсы, в том числе финансовые. Это позволит закупать в большем объеме с большей выгодой продукты питания, в частности плодоовощную продукцию. Важно работать над оптимизацией расходов на оформление доставки грузов – каждый затраченный на эти цели рубль впоследствии удорожает цену продукта на прилавке. Поэтому вопрос экономии и снижения стоимости логистических расходов нужно решать в первую очередь, в том числе совместно с государственными органами.

 – Устраивает ли вас качество взаимодействия с регулирующими органами по вопросам импорта плодовоовощной продукции? Какие организационные и таможенные вопросы, на ваш взгляд, требуют оперативного решения?

– Устраивает, и, как показывает практика общения, к нам стали больше прислушиваться, репутация АИПП в экспертном отношении постоянно растет. Обращаются уже не только с вопросами, но и за рекомендациями, приглашают обсуждать важные для бизнеса вопросы. И для нас очень важно не пропускать подобные обсуждения, чтобы правильно толковать все происходящие новации.

 – Внешнеэкономическая деятельность требует не только постоянной динамики роста, но и постоянного развития, как личностного, так и компании в целом. Готовы ли наши бизнесмены к подобному развитию?

– Тот случай, когда у бизнеса нет иного выхода. Требуется постоянное развитие, особенно в условиях, когда происходят изменения и в законодательстве, и в процедурных вопросах. Мы уже давно говорим о том, что правила игры должны быть неизменными. Но, увы, стабильность пока не назовешь сильной стороной сегмента ВЭД. Предпринимателям приходится все время быть начеку, чтобы не отставать от изменений, иначе как минимум финансовые и репутационные потери неизбежны.

– Какие проекты по поддержке ВЭД реализуются в настоящее время в рамках ассоциации?

– Один из важнейших проектов – упрощение процедуры оформления грузов в портах для добросовестных участников ВЭД. По нашему мнению, хорошо зарекомендовавшие себя компании, которые открыты с точки зрения бухгалтерской отчетности, логистических схем, должны быть в приоритете перед компаниями, которые не готовы открыто вести диалог с органами государственной власти, используют различные «серые» схемы при поставках продукции. Рост количества мероприятий по досмотру грузов и контролю за добросовестными участниками на деле не дает положительного эффекта, а только задерживает процесс оформления продукции. А эти задержки в итоге приводят к увеличению расходов на логистику и, как я уже говорила выше, росту конечной цены.

Проводим работу по привлечению в состав ассоциации не только импортеров плодоовощной продукции, но и ее поставщиков – компаний из различных стран. Провели переговоры, в частности, с компаниями из Сербии, продолжаем проект по поставке пробных партий продукции из Туркмении. В идеале есть планы по составлению «зеленого» списка надежных поставщиков продукции и в продолжение «черного» списка тех, кто нарушает правила ведения внешнеторгового бизнеса.

– Какие продукты из ассортимента импортной плодоовощной продукции наиболее популярны у россиян?

– Уже много лет ничего не меняется: в списке топовых продуктов в плане импорта лидирующие места занимают недорогие овощи и фрукты. Экзотические фрукты также завозятся, но их доля в общей доле импортируемой плодоовощной продукции изначально невелика. А так это в первую очередь бананы, томаты, яблоки, цитрусовые.

– В настоящее время активно обсуждается необходимость цифровизации логистики. Какие предложения в этом направлении есть у АИПП?

– Мы уже давно говорим о необходимости забыть про оформление грузов на бумажных носителях, в частности, о проставлении штампа на коносаментах о прохождении карантинного фитосанитарного контроля (КФК). По действующим правилам нам приходится тратить несколько дней для того, чтобы получить документы после проведения экспертизы на борту судна. По мнению представителей АИПП, отказ от бумажных коносаментов не нарушает действующего законодательства, о чем мы неоднократно говорили на различных мероприятиях, в том числе проводимых под эгидой Евразийской экономической комиссии. Надеемся, что наше мнение услышат, и будет проведен эксперимент по переводу документооборота в электронный вид.

Не так давно, к слову, мы внимательно изучали опыт порта Гамбург по цифровизации процесса оформления внешнеторговых операций: схемы взаимодействия с терминалами, контролирующими органами, брокерами и т.д. Верим, что уже в среднесрочной перспективе пусть не весь этот опыт, но его основные и успешные практики будут рассмотрены и применены и в российских портах.

Сергей Шестаков
Теги: