Экономически мотивированный патриотизм

03 ИЮЛЯ 2016 В 19:36

На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме в рамках сессии, организованной изданием «Эксперт Северо-Запад», представители бизнеса и власти обсудили управленческие модели развития внутреннего и въездного туризма.

 

В рамках этой встречи свои подходы и практические кейсы представили российские регионы, а также опытом продвижения новых туристических форм поделилась Греция. В течение года по разным причинам для россиян были закрыты такие направления, как Египет и Турция, поэтому развитию внутреннего и въездного туризма в России стали уделять особое внимание.

 

Губернаторы озадачились вопросом привлечения в регионы не только российского, но и зарубежного туриста. Как заметил на сессии ПМЭФ заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Сергей Корнеев, незаметно для всех туризм в нашей стране занял лидирующее место среди других отраслей. Развитие туризма для любого региона – это не только пополнение местного бюджета, но и частичное решение вопроса с безработицей. По данным Всемирной туристской организации, сегодня каждое 11-е рабочее место в мире находится в индустрии гостеприимства.

 

Доступность и поддержка превыше всего

 

В Республике Карелия процесс привлечения туристов в регион начали десять лет назад с решения главной проблемы – транспортной доступности региона. Глава республики Александр Худилайнен отметил, что потенциал Карелии понимали все – 60 тыс. озер, 27 тыс. рек, музей-заповедник Кижи, остров Валаам. Вместе с тем остро стоял вопрос доставки туриста в регион. Результатом десятилетней работы стал запуск скоростных поездов, курсирующих два раза в сутки между Санкт- Петербургом и Сортавалой по западному побережью Ладожского озера, в летний период их количество увеличивается. Помимо этого идет реконструкция аэропорта. Налажено автобусное сообщение в горный парк Рускеала, где еще восемь лет назад не было никакой инфраструктуры – Мраморный карьер был свалкой. Сегодня парк посещают примерно 200 тыс. туристов в год. Александр Худилайнен подчеркнул, что Рускеала является отличным примером успешного развития туристической инфраструктуры. На данный момент проекты в индустрии гостеприимства Карелии поддерживаются на уровне правительства республики. Только в 2015 году объем инвестиций в туристическую инфраструктуру составил 780 млн рублей.

 

«Это не только частные инвестиции, это и местный бюджет. Все вместе должно дать мультипликативный эффект. Ежегодно турпоток в Карелию растет примерно на 17-18%, всего мы фиксируем больше 3 млн туристов в год. Это все случилось за последние три-четыре года. Именно повышение транспортной доступности Карелии послужило толчком к строительству инвесторами базы для размещения туристов и инвестированию в их обустройство. Мы уверены, что это только начало», – заключил Александр Худилайнен.

 

Финансовый backstage событийного туризма

 

Другой лидер российского туризма – Республика Татарстан. В регионе решили подсчитать прибыль от событийного туризма, чтобы понять целесообразность развития направления. Для этого в 2015 году профильный комитет республики под председательством Сергея Иванова проанализировал итоги фестиваля «Великий Булгар». Из бюджета республики на это мероприятие было выделено 3,5 млн рублей. Количество гостей достигло 26 тыс. человек. Анализ свелся к тому, сколько денег потратили и сколько из них вернулось в республиканский бюджет. С учетом всех расходов получилось, что один человек в среднем потратил 1,4 тыс. рублей за один день без ночевки. Затем совместно с центром социальных и экономических исследований была построена математическая модель. Работа шла четыре месяца, и в итоге удалось подсчитать, что прямой налоговый эффект расходов, то есть первый срез налоговой базы, составляет 103 рубля на одного человека. Поясним, что из 1,4 тыс. рублей, потраченных туристом, 3 рубля попало в бюджет. С учетом всего количества гостей общая сумма составила 2,7 млн рублей. Туристы, которые остались на ночь, потратили дополнительно по 600 рублей за проживание, из которых при первом налогообложении в бюджет ушло 98 тыс. рублей. Таким образом, прямой налоговый эффект составил 2,8 млн рублей. В итоге Татарстан выяснил, что из потраченных 3,5 млн рублей при прямом налогообложении в бюджет вернулось 2,8 млн. После учета эффекта мультипликатора сумма возврата в бюджет составила 21 млн рублей.

 

«Конечно, хотелось бы получить общий универсальный инструмент для всей страны, который бы давал нам в руки серьезную математическую формулу для подсчета, сколько рублей в бюджет региона приносит определенная территория и сколько она создает рабочих мест. Для себя мы сделали вывод, что это выгодно, поэтому, планируя мероприятие и расходы, мы обращаемся к таким подсчетам», – прокомментировал Сергей Иванов.

 

Кластерный подход

 

Алтайский край стал решать проблему туристической инфраструктуры, объединив привлекательные для путешественников места в кластеры. Это было сделано в 2013 году, а в конце 2014-го кластеры вошли в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Только в этом году проекты «Барнаул – горнозаводской город» и «Белокуриха» получат из федерального бюджета субсидии на сумму 759,4 млн рублей. Общий же объем инвестиций в 2015-2016 годах составляет почти 3 млрд рублей, из которых 891,6 млн рублей – государственные средства, а 2,1 млрд рублей – частные. Субсидии были направлены не только на организацию инфраструктуры и реконструкцию памятников архитектуры, но и на берегоукрепление реки Оби, террасирование склонов в районе Нагорного парка. В планах региона – строительство сетей ливневой канализации на ряде улиц.

 

Туризм как национальное достояние

 

Греция далеко не новичок в туристической индустрии. Как признается министр туризма Греции Елена Кундура, несмотря на то что развитие отрасли продолжается каждый год, в 2015 году страна решила укрепить свои позиции. Елена Кундура возглавила министерство в январе прошлого года. Новое руководство объявило туризм национальным достоянием и под этим лозунгом объединило национальную организацию по туризму, все регионы, торгово-промышленную палату и бизнесменов. Проанализировав состояние отрасли, Минтуризма выбрало два направления: продление туристического сезона и создание тематических продуктов. Таким образом, удалось открыть новые направления внутри страны, которые раньше не были популярными, улучшить туристическую инфраструктуру и выйти на новые рынки, в частности Китая и Кореи.

 

«В итоге мы продвинули Грецию как универсальный туристический продукт даже для самых требовательных туристов по всему миру. Сейчас в числе приоритетных для развития – культурный, гастрономический, медицинский и яхтовый туризм. Мы являемся примером того, как новое правительство в течение одного года не только справилось со всеми проблемами, но и превзошло все ожидания, установив рекорд по количеству туристов и вливаний в экономику. Туризм – это большая экономическая сила», – подчеркнула Елена Кундура.

 

Подход Греции по развитию новых направлений туризма может применяться и в ряде российских регионов. Например, в Санкт-Петербурге, известном своим культурным и архитектурным наследием, власти регулярно работают над повышением турпотока, придумывая все новые и новые направления. Одним из таких проектов является гастрономический туризм. Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка СПб, возглавляемый Эльгизом Качаевым, продвигает «Петербургскую кухню». Именно так называется отдельно созданная программа, в рамках которой идет сбор рецептов от жителей, проводятся фестивали и тематические мероприятия. В комитете уверены, что в Санкт-Петербурге у гастрономического направления большое будущее, и это благодатное направление для постоянного развития.

 

Представленные на сессии практики лишь подтверждают, что туризм – это экономически выгодная отрасль. По данным Всемирной туристской организации, путешествующие за рубеж туристы во всем мире ежедневно тратят 4 млрд долларов. Таким образом, 10% мирового ВВП составляет туризм. Помимо этого, развитие данной отрасли заставляет расти малый бизнес, индустрию гостеприимства, строительную сферу и ряд других. Также заинтересованность появляется и у жителей регионов. Как заметил на сессии ПМЭФ Сергей Корнеев, туризм – это экономически мотивированная возможность гордиться своей страной, своим городом, своим регионом, своей Родиной. Таким образом, наши традиции, наш патриотизм и формируют то самое гостеприимство, которое заложено в основу туризма.