Эдмунд Шклярский («Пикник») – о предстоящем концерте в Петербурге, подлинном искусстве и химии The Beatles

30.10.2018

Фото: 
Вероника Лаптева

7 ноября «Пикник» представят новую программу «Левитация» в БКЗ «Октябрьский», а для тех, кому не хватает мистического символизма уже сейчас, в галерее Artefice проходит выставка картин лидера группы Эдмунда Шклярского. На открытии фронтмен рассказал о подготовке к концерту, внутренней войне и музыкальном инструменте будущего.

Среди других работ на вашей выставке представлена пара картин, изображенных на обложках книг. Нестандартный выбор, с чем он связан?

Просто отец принес с работы обложки китайских книг. Они были твердые, и на них можно было что-то нарисовать.

Значит, они просто попались под руку?

Ну да, без особых замыслов.

Вы пишете картины масляными красками, шариковыми ручками, карандашами.  От выбора материалов меняется настроение работы?

Наверное, меняется, потому что шариковой авторучкой работать быстрее, и нет возможности ничего стереть. Если маслом, то еще есть шанс что-то исправить и пойти в другую сторону.

Как автор вы больше уязвимы в музыке или живописи?

Уязвим, наверное, в живописи, потому что я себя художником как таковым не считаю. Для этого нужно прожить совершенно другую жизнь, овладеть ремеслом, закончить какую-нибудь Академию Художеств. Я, скорее, самовыражаюсь. А самовыражаться может любой человек.

Ван Гог уделял много внимания рамам для своих работ.

Считаю, в данной ситуации он был прав. Без рамы картина совсем другая. Поставь в рамку любую ерунду, и получится уже совершенно иное восприятие.

Рама как продюсирование для картины?

Ну да. Не обязательно вычурная, но она должна быть.

Фото Вероника Лаптева

Помимо картин, здесь представлены декорации «Пикника» из предыдущих программ, но не все.

Баннеры просто не поместились, а декорации, которые у нас сейчас на концерте, уехали в другой город.

Скоро вы выступаете в Питере в БКЗ «Октябрьский». Как проходит подготовка к концерту?

Сейчас у нас стоит задача починить те механизмы, которые мы провезли по городам. Что-то уже вышло из строя. Например, летающая шляпа, которая напоролась на одну декорацию, теперь ремонтируется.

В одном интервью вы говорили, что второго Джими Хендрикса не появится, потому что в этом, как минимум, нет необходимости. Разве музыке не нужны новые герои?

Он не может появиться, потому что сделал свое дело, подобная музыка уже произвела фурор тогда. Я не могу оторвать исполнителя от времени. Мне интересно, что находят в тех же The Beatles те, кто слушает их сейчас? Понятно, что я находил в то время. Для меня они были необходимым химическим веществом, которое витало в воздухе. Мне кажется, сейчас так невозможно. Некоторые едят мел, потому что им его не хватает. Нам не хватало The Beatles не в качестве музыки, а химического состава.

Сейчас состав не нужен?

Нужен, но не тот. А они могут, скорее, восприниматься, в лучшем случае, как просто красивая мелодия.

В свое время электрогитара стала шок-фактором в музыке, и если сейчас такого инструмента нет, то каким бы он мог быть?

Наверное, это должен быть нейтронный инструмент, где есть звук, который еще не определен. Но, если спустя десятилетияегоне создали, я думаю, пройдет еще много времени, пока такой инструмент появится.

В одном интервью вы сказали, что порой бессилие выдается за искусство. Как отличить подлинное искусство от желания автора освободиться, когда его работы при этом не несут художественной ценности?

Ну, вообще, зачастую сам автор этого не знает. Бессилие, имеется в виду, что человек не может ничего создать, потому что не обладает навыками. Проще, например, поставить два ящика, и, если повезет,выдавать их за искусство. Находить сверхзадачи и сверхидеи.

Если искусство и образование с духовной точки зрения не делает человека лучше, тогда что?

Если бы я знал, то, наверное, написал какое-то эссе. Германия – образованная страна, и, тем не менее, мы знаем, что во время Второй мировой войны любая низость оправдывалась чем угодно.

Значит, все зависит от исходных данных? Если человек изначально плохой, то не может стать хорошим?

Может, время-то идет. Мао Цзэдун говорил, что у каждого поколения должна быть своя война. То есть, произойти переоценка ценностей. Кажется, что все вот так, а потом в широком смысле этого слова происходит война, не обязательно с выстрелами, и у человека появляется новая почва, новое осмысление.

Враги бывают не только внешние, некоторые – внутри. Математик и философ Блез Паскаль изобрел для себя пояс с гвоздиками, вбитыми внутрь, чтобы защитить себя от лести.

Если человеку будут льстить, он это прекрасно поймет и так. Он же видит, что сделал хорошо, а что не очень. Например, если будут хвалить мою песню, она от этого лучше не станет. По крайней мере, в моих глазах.

Фото Вероника Лаптева

Вы в интервью рассуждали о Достоевском, говоря, что в его романах много наивного.

Даже не то чтобы наивного. Достоевский не оставляет читателю возможности додумать. Если герой – негодяй, то, с другой стороны,  хороший. Эти подробности не обязательно должны быть так уж расшифрованы до конца.

Герои в его романах чувствительны. Сейчас нет времени на лихорадку из-за неудачного разговора.

Мне кажется, это индивидуально. Кто-то и сейчас может биться в конвульсиях совершенно спокойно.

Сейчас трудно назвать масштабные фестивали, направленные на открытие новых групп. Что делать музыкантам, чтобы продвинуть свою команду?

На это есть интернет…

Да, но там слишком много ненужной информации, трудно сконцентрироваться на чем-то стоящем.

Ну, тогда надо надеяться на случай и делать все возможное. Другого рецепта, мне кажется, нет. Если ты считаешь, что то, что ты делаешь, должно вырваться наружу, то надо делать все от тебя зависящее. Не останавливаться, не слушать, когда люди говорят, что это ерунда и так далее. Тогда, возможно, где-то что-то всплывет. Конечно, имеется в виду, что у человека уже есть какие-то задатки. Если он вообще не умеет петь и хочет петь – это уже какая-то патологическая история.

Фото Вероника Лаптева

Возрастные ограничения на культурные события сбивают с толку? Самые яркие впечатления мы получаем в раннем возрасте, что делать, чтобы не терять время?

Я считаю, что все должны их обходить. Всю полезную информацию мы черпаем с 9 до 12 лет. Тогда и краски воспринимаются иначе, и звуки, и все остальное. Если лишить человека этого времени, то непонятно, когда он вообще будет все воспринимать.

Ограничения на ваши концерты 12+ или 16+?

12+

Тогда все в порядке. В вас очень много скрытой энергии, на сцене вы статичны. На каком-то из этапов вашего творчества вам хотелось изменить подход к подаче себя на концертах?

Когда мы были еще в институте и играли на студенческих мероприятиях,то пытались эпатировать. Красили ногти, в общем, как-то внешне выделялись, но прыгать я никогда не прыгал.

Ну, думаю это…

Еще впереди!

Катерина Воскресенская