Доля россиян, занимающих у банков и МФО одновременно, выросла в 2,7 раза

08 августа 2017 в 11:46

По данным совместного исследования Бюро кредитных историй Эквифакс Кредит Сервисиз и сервиса онлайн-кредитования Е заем, за последние два года в России выросли доли клиентов, обслуживающих одновременно 2 кредита или займа – на 0,6 и 6,8 процентных пункта соответственно. При этом упали доли тех, кто имеет пять и более кредитных продуктов. Также значительно выросла доля заемщиков, имеющих одновременно и кредиты, и займы.

Целью совместного исследования было увидеть, как часто клиенты банков и МФО берут одновременно несколько кредитов или займов. Кроме того, в материале показано, насколько пересекаются клиенты этих сегментов финансового рынка. Доли клиентов сравнивались по состоянию на середину года – с 2015 по 2017.

Из таблиц 1 и 2 видно, что большинство клиентов обоих сегментов традиционно имеют лишь один кредитный продукт. При этом их доля сокращается: за последние два года клиентов МФО с одним займом стало на 7,2 процентных пункта меньше, а доля банковских клиентов с одним кредитом уменьшилась на 1,2 процентных пункта.

Вторая по величине доля приходится на клиентов с двумя кредитами или займами. За последние два года доля таких клиентов МФО практически сравнялась с банковской – 23,3% против 23,9%.

Остальные группы клиентов МФО оказались больше банковских. Три займа имеют 13,9% клиентов – против 10,4% в банках. Четыре займа имеют 8,8% клиентов МФО, тогда как 4 кредита у 4,6%. 5 и более займов пришлось на 14,5 клиентов МФО, а такое же количество кредитов имеют лишь 3,5% банковских заемщиков.

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Результаты исследования показывают, что тренды в обоих сегментах одинаковы – быстрее всего растет доля клиентов, одновременно имеющих два кредитных продукта, наименьший рост показывает доля клиентов с четырьмя, а сокращаются доли клиентов с одним продуктом, а также с пятью и более. Это косвенно говорит о том, что интерес российских заемщиков к заемным средствам растет, но при этом они становятся осторожнее – на это указывает падение доли клиентов последней группы. И хотя в МФО она больше, это вызвано самой спецификой рынка – там ниже сумма и срок, поэтому нагрузка на заемщика все равно будет ниже».

 

           Таблица 1, Доли клиентов МФО, имеющих несколько займов одновременно

Дата

1 заем, %

2 займа, %

3 займа, %

4 займа, %

5+ займов, %

30.06.2015

46,7

16,5

11,6

8,1

17,1

30.06.2016

44

20,4

13,2

8,3

14,1

30.06.2017

39,5

23,3

13,9

8,8

14,5

Изменение за два года 2015/2017

-7,2

+6,8

+2,3

+0,7

-2,6

 

           Таблица 2, Доли клиентов банков, имеющих несколько кредитов одновременно

Дата

1 кредит, %

2 кредита, %

3 кредита, %

4 кредита, %

5+ кредитов, %

30.06.2015

58,8

23,3

9,9

4,3

3,7

30.06.2016

58,5

23,5

10,1

4,4

3,5

30.06.2017

57,6

23,9

10,4

4,6

3,5

Изменение за два года 2015/2017

-1,2

+0,6

+0,5

+0,3

-0,2

 

Таблица 3 показывает, сколько из российских заемщиков являются клиентами банков и МФО по отдельности и одновременно. По данным Эквифакс и Е заем, за последние два года доля клиентов МФО среди кредитоактивного населения выросла в 3,5 раза, однако их, по-прежнему, гораздо меньше, чем клиентов банков – 2,8% против 92,3%. Также высокий рост показала доля россиян, имеющих одновременно и кредит в банке, и заем в МФО – если два года назад таких был 1,8%, то по итогам первого полугодия уже 4,9%.

           Таблица 3, Доли клиентов МФО и банков от всех россиян, использующих кредитные продукты

 Дата

Клиенты только банков, %

Клиенты только МФО, %

Клиенты банков и МФО, %

30.06.2015

97,4%

0,8%

1,8%

30.06.2016

94,8%

1,8%

3,3%

30.06.2017

92,3%

2,8%

4,9%

 

Лига Трупа, управляющий директор сервиса онлайн-кредитования Е заем: «Границы между целевой аудиторией банков и МФО быстро исчезают по ряду причин. С одной стороны, кризис закрыл доступ к кредитам для многих россиян, тогда как МФО предоставляли им средства. Кроме того, для все большего числа заемщиков важную роль играет скорость предоставления средств и уровень сервиса. По первому показателю, и зачастую по второму, банки конкурировать с МФО не могут. Очевидно, в ближайшие годы этот тренд только укрепится, учитывая, что клиентов МФО гораздо меньше банковских».

Олег Лагуткин, генеральный директор БКИ «Эквифакс: «По рассматриваемым показателям МФО и банки демонстрируют довольно похожие тенденции. При этом остаются и принципиальные различия – суммы и сроки финансирования, а также возможность получения обеспеченных кредитов в банках. МФО, как в России, так и за её пределами являются более мобильными и способны оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, выигрывая за счет этого конкуренцию по ряду параметров у банковских учреждений. Получается, что каждый игрок занимает свою нишу, удовлетворяя спрос на денежные средства у своей специфичной аудитории».

Теги: