Диалог на равных

09 октября 2017 в 11:08

Юлия Лудинова: «Благодаря проектному управлению конечное целеполагание в государственном секторе должно стать более осознанным».

Журнал «Эксперт Северо-Запад» и Клуб лидеров продолжают совместный проект, в рамках которого члены клуба беседуют с известными бизнесменами, представителями исполнительных органов власти, учеными, общественными деятелями о перспективах социально-экономического развития, новых точках притяжения сил и знаний, проблемах, с которыми сталкивается бизнес.

Вопрос повышения эффективности и управляемости государственных процессов давно входит в список самых обсуждаемых, как в околоправительственных, так и в бизнес-кругах. Решить данную задачу призвано внедрение в государственном секторе проектных методов управления. В 2016 году в правительстве Санкт-Петербурга начал свою работу проектный офис при губернаторе города. Накануне форума «Топ-250» региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Вячеслав Трактовенко побеседовал с заместителем руководителя администрации губернатора Санкт-Петербурга – начальником Проектного управления – проектного офиса Юлией Лудиновой о том, как проходит процесс внедрения проектного управления и чем проектный офис может помочь бизнесу Северной столицы конкурировать на глобальных рынках.

– Что такое проектное управление в бизнесе, знают многие наши читатели, но как данный способ управления реализован в государственной системе, пока мало понимают. Так что такое Проектный офис администрации губернатора Санкт-Петербурга?

– История создания нашего проектного офиса начинается с поручения президента России Владимира Путина на Петербургском экономическом форуме в 2015 году. Именно тогда была поставлена задача создать в регионах структуру, которая на основе проектного подхода обеспечит деятельность по улучшению условий ведения бизнеса, снижению административных барьеров, а также внедрению проектных методов управления в государственном секторе. Проектный офис – своего рода координатор управления изменениями.

Все помнят, что начиналось все с Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах России. Санкт-Петербург уже добился немалого – в этом году мы вошли в двадцатку лидеров и на этом останавливаться не собираемся. Проектным офисом ведется большая работа по улучшению показателей, оцениваемых этим рейтингом. Еще одной важной задачей проектного офиса является обеспечение повышения позиций в рейтинге Doing Business, который на мировом уровне оценивает условия ведения бизнеса в России, в том числе за счет показателей Санкт-Петербурга. В прошлом году мы поднялись на 11 позиций в этом рейтинге, заняв 40-е место среди 190 стран, в конце октября ждем новых результатов.

Важным направлением деятельности нашего офиса является выстраивание конструктивного диалога между бизнесом и властью по выявлению проблем, препятствующих эффективному развитию предпринимательства и определению путей их решения. Для этого создан Штаб по улучшению условий ведения бизнеса, который возглавляет губернатор Георгий Полтавченко. В его состав входят представители бизнеса и структур, участвующих в предоставлении госуслуг бизнесу, что обеспечивает на паритетных началах принятие коллегиальных решений.

В направлении внедрения проектных методов управления в исполнительных органах власти проектный офис осуществляет методическое и методологическое обеспечение проектной деятельности. Для этого мы проводим адаптацию федеральных положений и рекомендаций применительно к Санкт-Петербургу, а также встраиваем адаптированную методологию в существующую структуру управления в регионе.

– Как шел процесс формирования команды проектного офиса?

– Так как проектный офис – структура молодая, то и акцент при подборе кадров был сделан на молодых, активных и перспективных специалистов, имеющих позитивный опыт работы по направлениям взаимодействия с бизнесом или в сфере внедрения проектного управления. Отбор проводился путем открытого квалификационного конкурса. Сформировалась молодая профессиональная команда, которая способна решать комплексные задачи по управлению изменениями в рамках полномочий проектного офиса.

 – Каких основных результатов удалось добиться?

– В самом начале своей деятельности мы проанализировали самые громкие претензии бизнеса к власти и пришли к выводу, что большая их часть связана с проблемами взаимодействия предпринимателей и госструктурами при подаче документов на оказание государственных услуг. Это и очереди при подаче, и недостаточно внимательное отношение персонала, несоблюдение регламентных сроков рассмотрения, непонимание порядка передвижения заявлений, наличие большого количества бумажных документов, которые необходимо постоянно копировать, и прочее. Принято решение максимально перевести услуги и процедуры для бизнеса в электронный вид, что сделает все процессы четко регламентированными, прозрачными, высокотехнологичными, исключит субъективный фактор и сократит сроки.

Совместная работа с профильными комитетами привела к тому, что в Санкт-Петербурге при грамотном оформлении документов с использованием электронных сервисов разрешение на строительство можно получить за 90 дней, а подключиться к сетям электроснабжения за 80 дней.

Постоянно проводим анализ действующих норм законодательства, выявляем направления по сокращению сроков оказания услуг для бизнеса и количества необходимых процедур в различных сферах деятельности: строительство, инженерия, поддержка малого и среднего предпринимательства и др.

Уже внедрили проектный подход в решении отдельных государственных задач, все уполномоченные заместители руководителей органов власти прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Проектное управление в органах государственной власти». Разработаны и апробированы методические материалы по проектной деятельности в правительстве.

– С какими трудностями вы столкнулись при внедрении проектного управления в правительстве города?

– Ключевой трудностью стало формирование модели применительно к каждому конкретному исполнительному органу государственной власти (ИОГВ). Необходимо учитывать все уникальные особенности органов власти Санкт-Петербурга, в том числе сложившуюся структуру управления и принципы формирования бюджета. Возникают сложности с конкретизацией целей и показателей проектов, их соответствием планам социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Также мы часто наблюдаем ситуацию, когда сотрудники не готовы ставить проектную деятельность приоритетней текущих ежедневных задач.

– Существует ли утвержденный перечень приоритетных проектов, который может быть реализован через проектный офис?

– На этапе подготовки находится множество приоритетных проектов и программ Санкт-Петербурга. К примеру, программа «Общественные пространства Санкт-Петербурга», направленная на повышение качества и комфорта городской среды, увеличение площади благоустроенных зеленых насаждений, размещение новых объектов досуга и спорта. Проект «Электронное здравоохранение» предусматривает перевод на электронный документооборот всех учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга и реализацию электронных сервисов для медицинских организаций, медицинских работников и пациентов. Также не стоит забывать о стратегических проектах, которые уже реализуются в исполнительных органах власти.

Из уже запущенных проектов выделю «Единую карту петербуржца» – социальный проект, заключенный во внедрении персонифицированной электронной смарт-карты, обеспечивающей учет и предоставление мер социальной поддержки петербуржцам. Смысл проекта в том, что карта будет являться и платежным средством, и своеобразным идентификатором получателя социальной помощи. Следующий проект – «Велосипедный Петербург» – нацелен на формирование условий для передвижения на велосипедах в рамках существующей дорожной инфраструктуры.

Если первые два проекта в большей степени ориентированы на жителей города, то третий, не менее значимый, – на бизнес. Это – «Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга», обеспечивающая возможность получения услуг в строительной сфере в электронном виде по принципу «одного окна». Система делает абсолютно прозрачным получение госуслуг, не оставляя исполнителям пространства для маневров. На сегодняшний день уже 24 услуги в сфере строительства предоставляются в электронном виде, до конца года мы планируем вдвое увеличить их количество. Средний срок оказания услуг в строительстве через ЕССК уже сократился на 30%, что является одним из наиболее значимых результатов. Реализацией этого проекта занимается наш проектный офис.

– В мае 2017 года прошел первый региональный «Форсайт-флот» в Санкт-Петербурге. Вы приняли самое активное участие в работе над ключевыми направлениями повестки мероприятия. Какие проекты, созданные участниками по итогам «Форсайт-флота», могут быть реализованы через проектный офис?

– В первую очередь мне бы хотелось отметить высокую значимость прошедшего «Форсайт-флота – 2017» в Санкт-Петербурге. Из 250 человек, принимавших участие в этом мероприятии, уже сформировались устойчивые команды проектов, к которым присоединяются предприниматели с новыми идеями. И я знаю, что таких участников уже более 2 тыс. человек. Команды прорабатывают дорожные карты поддержки и развития высокотехнологичных секторов экономики города.

На сегодняшний день еще рано говорить о поддержке каких-либо конкретных проектов. Однако результаты работы «Форсайт-флота» уже представлены Георгию Полтавченко, и по его поручению создана специальная рабочая группа по реализации проектов «Форсайт-флота». В ближайшее время состоится ее первое заседание, по итогам которого уже можно будет говорить о более конкретных результатах.

– Планируется ли выстраивать взаимодействие с другими проектными офисами, например, некоммерческих организаций?

– Мы открыты к взаимодействию и сотрудничеству с любыми организациями в части проектного управления, главное, чтобы решались государственные задачи, в том числе связанные с улучшением условий ведения бизнеса в нашем городе. Но, помимо нас, есть еще профильные ИОГВ, о которых не стоит забывать. Также отмечу, что в Санкт-Петербурге многие органы власти осуществляют постоянное информационное сопровождение социально значимых для региона проектов, программ и деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций.

– Как изменится качество работы представителей ИОГВ при переходе к проектному управлению?

– Благодаря проектному управлению конечное целеполагание в государственном секторе должно стать более осознанным. У сотрудников должен постепенно расширяться горизонт планирования своей деятельности, что повысит эффективность их работы. Сегодня внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти в регионах находится на начальном этапе. Есть все основания полагать, что в перспективе будет выстроен прозрачный механизм и отработаны все модели внедрения.

* Региональный координатор Клуба лидеров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Вячеслав Трактовенко*