Деловой подход и доход

29 августа 2016 в 08:47

Санкт-Петербург активизируется как конкурентоспособный игрок на рынке делового и корпоративного туризма, стараясь привлечь на свои площадки крупные и знаковые международные мероприятия. Победа в этой туристической олимпиаде обеспечит городу устойчивый экономический рост

 

Туристический поток в Северную столицу демонстрирует неплохую динамику. В 2015 году Санкт-Петербург принял рекордное количество туристов – 6,5 млн человек, из них 2,3 млн – иностранцы. Дело тут не только в рухнувшем курсе рубля. Работает продвижение. Как отмечают в Комитете по развитию туризма СПб, в 2015 году город стал лауреатом престижной премии World Travel Awards (как самое популярное туристическое направление Европы), а сайт Trip Advisor второй год подряд отмечает Санкт-Петербург в категории «Лучшие туристические направления, по мнению путешественников». В Национальном туристическом рейтинге России город на Неве оказался на втором месте, пропустив вперед только курортный Краснодарский край.

 

Проблема в том, что туризм – явление сезонное. Город уже приблизился к максимуму, который он может принимать единоразово (в пики сезона наполняемость отелей города – 90-100%). Поэтому встает вопрос, как увеличивать число туристов в низкий сезон, чтобы дать более равномерную нагрузку на туристическую инфраструктуру.

 

Деловые поездки как цель

 

«Потенциал Санкт-Петербурга как туристической столицы России и даже Восточной Европы еще не исчерпан, нам всем нужно работать над его развитием, – говорит генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков. – Мы регулярно входим в различные топы, турпоток стабильно растет, но есть еще один источник трафика – деловой туризм. Перед городом стоит задача – до 2020 года войти в топ-10 конгрессных центров Европы и топ-20 конгрессных центров мира по рейтингу ICCA (Международной ассоциации конгрессов и конференций). В 2015 году Санкт-Петербург оказался на 46-м месте в Европе (Москва – на 47-м), у нас прошло 30 мероприятий, учитываемых рейтингом».

 

Так, в рейтинг в 2015 году вошли XVI сес сия Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, XVI Международный конгресс Европейского общества дерматологов и психиатров, XVI Европейский венозный форум и другие. Надо отметить, что ICCA учитывает только международные ротируемые мероприятия неправительственных организаций, ассоциаций и союзов с количеством участников не менее 50. Как отмечает Сергей Воронков, по факту событий в десятки раз больше, но ICCA – это особый статус и глобальный уровень.

 

Прибыльные туристы

 

Почему деловой туризм важен для Санкт-Петербурга? Во-первых, это доходность. Среднестатистические бизнес-туристы – делегаты деловых встреч, конгрессов, симпозиумов – в среднем тратят в два-три раза больше (340 долларов), чем обычные (100-200 долларов). Во-вторых, как уже упоминалось, это выравнивание сезонности. Низкий сезон для традиционного туризма становится высоким для делового. В-третьих, это развитие бизнес-компетенций города и привлечение инвестиций. Например, в рамках Петербургского международного экономического форума город заключил соглашений на 118 млрд рублей, всего за три дня работы форума его участники подписали 332 соглашения на сумму более триллиона рублей.

 

MICE-топливо туризма

 

Стимулятор делового туризма – MICE-рынок (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) – область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. В мире он генерирует 600 млн деловых поездок и около 430 млрд долларов. Примечательно, что в Санкт-Петербурге стабильно растет количество бизнес-мероприятий, в 2015 году только в «Экспофоруме» и «Ленэкспо» было проведено 160 мероприятий, это на 27% больше, чем в 2014-м. Общегородская статистика довольно размытая – от 2 до 4 тыс. мероприятий с количеством участников от 50 человек (надо понимать, что большая часть таких мероприятий рассчитана на внутреннюю аудиторию и не генерирует внешний туристический поток), из них международных – 10-20%. По данным городского Конгрессно-выставочного бюро, в 2015 году в Санкт- Петербург приехало до 100 тыс. деловых туристов.

 

Региональный директор по маркетингу итальянского девелоперского холдинга Domina в России Наталия Белякова отмечает, что соотношение гостей, путешествующих по делам бизнеса и с целью досуга, колеблется в зависимости от сезона.

 

«Например, в петербургском отеле нашей сети, небольшом дизайн-отеле Domina Prestige 5*, соотношение business и leisure сегмента в прошлом году составило примерно 80 и 20% соответственно, – приводит цифры Наталия Белякова. – Важно отметить, что с каждым годом число «чистых» типажей уменьшается – например, бизнес-туристы после завершения деловой программы зачастую остаются на выходные отдохнуть».

 

Прицел на будущее

 

«Правительство Санкт-Петербурга и «ЭкспоФорум-Интернэшнл» активно работают над привлечением крупных международных мероприятий в город, – говорит Сергей Воронков. – Нам необходимо подниматься в рейтинге ICCA, чтобы наращивать потенциал международного делового туризма». Борьба стран за серьезные конгрессы напоминает олимпийскую: за несколько лет подается комплект документов, конкурсную заявку рассматривает комиссия. У Санкт-Петербурга успехов довольно много: в недалеком будущем в городе на Неве пройдут V Всемирный форум по непрерывному образованию UNESCO (2017), Европейский конгресс перинатальной медицины (2018), ХХ Международная конференция и выставка по сжиженному природному газу (2022) и другие. В стадии рассмотрения заявки – Международный конгресс математиков (2020), Конгресс всемирной ветеринарной ассоциации малых животных (2020), Конгресс международного совета медицинских сестер (2021), Международная конференция молекулярной биологии и Европейская конференция по вычислительной биологиит (2021/2023) и другие.

 

Перспективы рынка делового туризма Санкт-Петербурга впечатляющие. Темпы развития зависят от того, насколько власти будут заинтересованы в продвижении города на мировой арене как центра делового туризма и в реализации байерских программ для привлечения потенциальных покупателей на выставочные форматы, сколько будет вкладываться в инфраструктуру, появятся ли визовые послабления для туристов, как будет развиваться логистика и прямое авиасообщение. Наглядный пример – «Хайнаньские авиалинии», запустившие прямые рейсы в Китай: в том числе благодаря этому количество китайских туристов увеличилось в Санкт-Петербурге в 2,5 раза за последний год.

Александр Колпаков

,

 

 

Архив журналов

2017-2016