Бизнес с женским характером

24.09.2018

 

Против стереотипов: женское предпринимательство как тренд вне времени

К моменту выхода журнала из печати в Петербурге уже закончится Второй Евразийский женский форум. Несмотря на точность геолокации в названии, география стран-участниц вышла далеко за пределы Евразии. Это мероприятие получило мощный резонанс в мире не только из-за важности поставленных на нем вопросов, но и потому, что площадка форума стала местом для установления новых контактов, обсуждения идей и поиска прогрессивных решений.

Мероприятие прежде всего нацелено на деловых женщин, но и не обделяет вниманием социальные вопросы, а также вопросы материнства, детства и семьи, то есть общепринятых ценностей. Данный форум не единственное мероприятие, поднимающее вопросы женского предпринимательства в том числе. Это явление увеличивается в геометрической прогрессии к росту популярности предпринимательства в целом. Вопреки существующим стереотипам, женская активность в деловом мире растет, женщины занимают все более высокие должности в бизнесе и посты на политической арене. И дело вовсе не в женских амбициях и не в желании посоперничать с мужчинами. Глобально активное женское участие призвано сделать мир лучше, как бы пафосно это ни звучало. Именно эта мысль красной строкой шла через всю повестку Евразийского женского форума.

Сегодня в Рунете более тысячи материалов посвящены женскому предпринимательству, в то время как в 2010 году число их не насчитывало и сотни. Деловая активность женщин стремительно растет. Многие государственные структуры и крупные компании реализуют большое количество проектов, направленных на разностороннюю поддержку предпринимательниц. Несмотря на то что у компаний, которые возглавляют женщины, нет послаблений и иных льгот в правовом поле, кредитные продукты и субсидии специально для женского бизнеса не предусмотрены, возможностиулучшения деловой и социальной среды для женского бизнеса обсуждаются. Из года в год возникает все больше женских объединений, общественные организации поддерживают женское предпринимательство как что-то отдельно взятое из общей бизнес-среды.

Особое внимание уделяется образовательным программам для повышения финансовой грамотности женщин, разработке функциональных рабочих инструментов, которые нужны для поддержки женского предпринимательства для всех поколений. Высказываются конкретные предложения по поддержке экспортно ориентированного бизнеса. Внимательно изучаются тренды и особенности ведения женского бизнеса с целью создать инфраструктуру и меры поддержки женского предпринимательства. Ведь важно не только организовать свой бизнес, но сделать его прибыльным и вывести на высокий уровень.

Роль женщин в предпринимательской деятельности неуклонно растет. Они активно занимают рыночные ниши и гармонично живут в динамичном ритме предпринимательства. Все больше женщин создают собственные бизнеспроекты, воплощая в жизнь новые идеи. Важный тренд в женском предпринимательстве – это то, что по мере того как увеличивается рост малых компаний, количество женщин, открывших свое дело, увеличивается. Женщины открывают свои компании, создают бизнеспроекты, возглавляют предприятия наравне с мужчинами. Почему женское предпринимательство попадает под особое внимание? Мы давно задались вопросом, какие у него отличительные черты и можно ли присвоить гендерный признак бизнесу.

Женщины, безусловно, стали одним из драйверов в развитии малого предпринимательства в мире и в нашей стране в частности, но и тот факт, что во главе крупных производственных предприятий стоят женщины, нельзя игнорировать. В каких отраслях можно встретить бизнес с женским характером? Это прежде всего творческие сферы, социально ориентированный бизнес и, конечно, сфера услуг. При этом, как мы уже отметили, немалая доля женщин развивает успешные предприятия в производстве, промышленности и финансовом секторе.

Любой бизнес подразумевает целый арсенал вопросов – от менеджмента и управленческих компетенций до человеческих и психологических аспектов, которые развивает в себе любой руководитель и владелец бизнеса. И именно в этом поле роится масса отличий и противоречий между мужским и женским подходом к работе, управлению и организации собственного дела.

Мы задали вопрос своим читателям и ньюсмейкерам – владелицам малого бизнеса – о том, может ли женщина работать эффективно в изначально созданном мужчинами деловом мире, сохранив при этом свою женскую идентичность? Большинство сошлись в одном: «У женщин другой стиль ведения бизнеса. Когда женщина использует те же методы работы в сфере деловой активности, что и мужчина, это не вполне корректно по отношению к самой себе».

Во-первых, женщина не может тратить на бизнес столько же времени. У нее есть семья, дети, о которых нужно заботиться. Если мужчина может переложить этот груз на женские плечи, у женщины просто нет выбора. Также для прекрасной половины человечества более остро стоит вопрос переключения социальных ролей. Важно научиться держать баланс, сохранять спокойствие, удерживать внутреннее состояние комфорта.

В большинстве своем, в отличие от мужского, за каждым женским бизнесом стоит миссия. Если говорить о нишах, в которых представительницы прекрасного пола открывают свои бизнес-проекты, то, как мы уже и сказали, они касаются социально направленных отраслей либо сферы услуг. Это настолько созвучно с основными женскими ценностями, что, с одной стороны, бизнес приобретает женский характер, а с другой – достигает высот наравне с мужским.

Марина Богомягкова
Теги: