«Бизнес» на страховке

13 ноября 2016 в 18:09

Алексей Кузнецов: «Согласно статистике, примерно 10% страховых выплат идут не на реальное покрытие ущерба, а в карман мошенников, однако доказать предумышленный характер действий судебной системе удается лишь в одном случае из ста».

 

Свежие тенденции в этом виде криминального бизнеса изданию «Эксперт Северо-Запад» прокомментировал генеральный директор ЗАО «СК «Капитал-полис» Алексей Кузнецов.

 

– Какие виды мошенничества со стороны страхователя наиболее распространены и в каких сегментах?

 

– Сегодня наиболее распространенными видами мошенничества являются преступления, совершаемые при страховании транспортных средств. По данным различных источников, их уровень составляет до 70% от общего количества всех преступлений в страховой сфере. Не менее 15-20% выплат по каско и ОСАГО приходится на долю мошенников. При этом в последнее время мошенничество в автостраховании становится все более организованным. Так, при совершении мошенничества с инсценировкой ДТП, соучастниками преступления могут выступать, помимо злоумышленников, отдельные недобросовестные сотрудники страховых компаний и ГИБДД. Обычно преступная группа не ограничивается постановкой одного ДТП. Для совершения преступлений ими приобретаются так называемые «тотальные» автомобили, наскоро восстановленные и рассчитанные для участия в нескольких эпизодах.

 

Значительно возросло количество фальсифицированных угонов. О мнимом характере угонов страховые компании, осуществляющие проверку, могут лишь догадываться по различным косвенным признакам. Так, инсценированный угон характеризуется отсутствием заинтересованности страхователя в сохранении объекта страхования, например, вследствие ареста приставом, при наличии значительного долга и требований кредиторов, вследствие потери бизнеса собственником грузового транспортного средства.

 

Возбуждение уголовных дел по таким фактам крайне редко, так как транспортное средство попадает на разборку или используется с перебитыми номерами и другими документами.

 

Кроме того, также значительно возросло количество преступлений, связанных с хищением застрахованного груза. Способы совершения хищений могут быть различными – от банальной инсценировки кражи до сложных мошеннических схем с использованием поддельных документов, безымянных сим-карт и прочих уловок. Сумма же похищенного организованной группой мошенников груза может достигать нескольких десятков миллионов рублей.

 

– Сегодня на фоне кризиса отмечается всплеск страхового мошенничества, модифицировался ли этот вид криминального промысла?

 

– Увеличивается количество договоров страхования имущества с завышенной страховой суммой. Цена страхуемого объекта искусственно завышается страхователем при заключении договора, а затем объект страхования умышленно уничтожается. Таким образом, мошенники пытаются «продать» застрахованное имущество дороже его реальной стоимости.

 

– Какие злоупотребления наиболее типичны в вашей практике?

 

– Один из характерных примеров злоупотребления, с которым нам пришлось столкнуться, это отказ страхователя в фактической передаче страховщику погибшего имущества, от прав на которое страхователь отказался в пользу страховщика, с целью получения полного страхового возмещения. Согласно установленному порядку, после гибели застрахованного имущества страхователь подает в страховую компанию заявление (абандон) об отказе от прав на застрахованное имущество в пользу страховщика. При этом передавать имущество страхователь отказывается и обращается в суд с иском о взыскании недоплаченного страхового возмещения в размере стоимости годных остатков транспортного средства. В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, как правило, удовлетворяет исковые требования страхователя, а страховщику в судебном порядке приходится отсуживать это имущество.

 

– Выработаны ли на государственном уровне механизм защиты интересов страховых компаний и превентивные меры, которые могли бы воспрепятствовать незаконным действиям страхователей?

 

– Такие механизмы на сегодняшний день, увы, отсутствуют, в приоритете – права потребителей. Предотвратить неприятности страховая компания может только на стадии заключения договора, путем тщательной проверки страхователя и страхуемого имущества по его истории в других страховых компаниях, кредитной истории в банках, по базе исполнительных производств и т.д. Только выявив недобросовестного страхователя на стадии заключения договора и отказав ему в страховании, компания может защитить себя от незаконных действий.

 

– Могут ли сегодня страховщики рассчитывать на квалифицированную помощь со стороны правоохранительных органов и есть ли «узкие места» в этом взаимодействии?

 

– Основная часть действующих норм права, регулирующих отношения в области страхового дела, была принята в прошлом веке, когда страхование имущества частных лиц только зарождалось и о предотвращении мошеннических действий еще не думали. Конечно, правоохранительные органы способны защитить интересы страховщика, но только при наличии у последнего веских доказательств в совершенном преступлении.

Александр Колпаков