«Бизнес – это словно тележку толкаешь: сначала тяжело, а потом она сама едет»

            

В Новгородской области активно возрождают хорошо известный в советское время институт наставничества. Но в наши дни опыт и знания передают не только на предприятиях, больницах и школах, а еще и в предпринимательстве. «Акулы» бизнеса стараются уберечь стартаповцев от «шишек» и «граблей». Один из тех, кто делится с молодежью своими знаниями и опытом, предприниматель Юрий Весельев

Он создал бизнес с нуля. Всего за пять лет компания Весельева «Агентство регионального развития» (далее - АРР) стала номером один в России по коммерческой недвижимости и вошла в ТОП-100 рейтинга франшиз. При всем при этом, Весельев спортсмен, лидер регионального отделения «Деловой России», директор Новгородского фонда развития креативной экономики, член советов при органах власти и главе региона. К его мнению прислушиваются самые важные чиновники, что уж говорить про молодежь.

- Юрий Михайлович, первый и закономерный вопрос, когда все успеваете?

- Припоминаю, что однажды этот вопрос задали нашему Президенту. Он ответил довольно просто: «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь». Откровенно говоря, есть ещё много вещей, которые хотелось бы успеть сделать, но никак не получается. Я стараюсь, в первую очередь, решать самые важные задачи. Ранжирование помогает больше успевать, а важное для меня – все то, что касается зарождающихся проектов, когда требуется контроль и личное участия. Затем на помощь приходит команда единомышленников и начинается делегирование полномочий. Это словно тележку толкаешь – сначала тяжело, а потом она набирает инерцию и требует меньше усилий, сама едет.

- Многие считают, что удачно вести бизнес в России, а особенно в провинции, невозможно. С чего началась ваша карьера? По всей видимости, путь к успеху был непростым. Какой опыт приобрели, набивая «шишки»?

- Я постоянно учусь: читаю и слушаю книги, посещаю разнообразные курсы, общаюсь с более опытными коллегами. Лет десять назад, когда я в ларьке продавал картошку и помидоры, думал, что все знаю и горы сверну (смеется-прим.ред). А сегодня в 37 осознал, что еще многое для меня остается загадкой.

- Вы продавали овощи? А как попали в сферу недвижимости?

- Не сразу и не быстро. Сперва, ушел в консалтинг. Со своим товарищем, который больше меня понимает в этой сфере, открыли фирму. Оказывали услуги по юридическому и бухгалтерскому сопровождению компаний. А пять лет назад вместе с моим другим другом Виталием Денисовым создали «Агентство регионального развития». Сегодня его представительства есть в 59-и регионах нашей страны. Кстати, на стадии становления АРР я получил третье образование в специализированном Институте управления недвижимостью IREM. Без обучения мне было бы гораздо сложнее.

- Насколько я знаю, впереди учеба в Тайбэе по программе международного обмена. Расскажите об этом подробнее.

- В последнее время я интересуюсь вопросами пространственного развития городов. В этом году много ездил по России, анализировал лучшие практики. В Тайбэй я также еду за практиками городского развития. Наверное, этот британо-китайский мегаполис организован по совершенно иному принципу, а может быть наши города в чем-то и схожи? Не хочу пока раскрывать все карты предстоящего путешествия. Скажу только, что очень благодарен Министерству иностранных дел России за то, что предоставило такую возможность.

- Кто ваши конкуренты? Как вы оцениваете свое положение на рынке?

- На самом деле наша компания довольно молодая, но мы растем заметными темпами. Это отмечают и наши конкуренты-партнеры. Не удивляйтесь. Дело в том, что рынок, которого мы достигли, не отличается острой борьбой. Напротив, его участники стремятся к обсуждению актуальных вопросов, обмену опытом, как это было, например, в июле на Международной конференции Бизнес-клуба Риэлторов. Что касается компаний, организованных по сходному принципу, среди наших крупнейших коллег-конкурентов можно упомянуть CENTURY 21. Это международная компания, основанная в США и представленная в нашей стране и ещё в 79 государствах мира. В России ее представители работают в трех десятках городов.

- Какие планы на ближайшее время? Может пора выходить на зарубежные рынки?

- Разумеется, логика именно такова. Нашим опытом интересуются несколько потенциальных партнеров из Казахстана, Белоруссии и некоторых других стран ближнего зарубежья. С одной стороны это новые перспективы, с другой – вызов самим себе. Ведь вновь придется учиться: знакомиться с законодательством стран, местными особенностями ведения бизнеса. И мы готовы к этому.

- Безусловно, успех мотивирует. За ним стоит одна личность или это вопрос команды?

- Я убежден, что для успеха в бизнесе и политике важны несколько компонентов: миссия, четкий план действий и профессиональная команда. Это как в муравейнике: каждый трудолюбив, предприимчив и занимается своим делом. Но при этом есть лидер, который всех направляет в нужное «русло», мотивирует. Кстати, я не случайно привел в пример муравейник. Есть отличная цитата Льюиса Томаса: «Муравьи так сильно похожи на нас, людей, что даже как-то неловко».

- Какова доля времени, которое уходит на мотивирование сотрудников?

- В часах? (улыбается, прим.ред). Сложно ответить. Но в общем-то работа в целом мотивирует. Например, получилось успешно провести переговоры – уже на душе хорошо, а если еще коллеги и руководство похвалят- то вдвойне приятно. Мы стараемся поддерживать командный дух. Например, недавно все вместе отпраздновали день рождения Агентства. С коллегами прошли треть трассы экстремального забега «Горячие головы».

- Вы много работаете с молодежью. Зачем вам это?

- Начнем с того, что меня так воспитали. Родители и учителя всегда говорили, что младшим надо помогать и оберегать их. Я родом из Ставропольского края, который еще в 19 веке славился добрыми делами и меценатством. После Октябрьской революции в Ставрополье открылся один из первых детских городков. Сегодня для меня дети и студенты – это партнеры. Я делюсь с ними своим опытом, а они со своим свежим взглядом выдают какие-то неожиданные решения.

- Участие в качестве наставника в программах «Кадры будущего для регионов» и «Фабрика Предпринимательства» так же объясняется? Не боитесь подготовить конкурентов в деловой и политической сферах?

- Скорее, готовлю команду для совершенствования мира (смеется, прим. ред.). Вместе с большой командой наставников мы передаем молодым людям не столько знания, а навык. Речь идет и об умении постоянно учиться, искать информацию, управленческих компетенциях. Важно, что наставники демонстрируют успех, а воспитанники проверяют качество практик. Что же касается конкуренции, то от этого ложного страха я бы многим рекомендовал освободиться. В бизнесе, а уж тем более во власти, никогда не нужно забывать о главной цели – улучшение жизни, всего вокруг. И чем больше молодых людей будут работать над этим, тем лучше. Получение «теплого места» ведь не самоцель, правда?

- Что необходимо учитывать на первых порах создания бизнеса?

- Есть несколько простых правил начинающего предпринимателя: необходимо четко проработать идею будущего бизнеса, рассчитать все потребности для старта, как можно более детально спланировать первые шаги и изучить желания будущих клиентов. Но не забывайте, что что-то может пойти не так и план не сработает. Надо заранее представлять, какими будут обходные пути. И, конечно же, не стоит пренебрегать обучением. Когда я начинал бизнес, курсов подготовки предпринимателей практически не было. В наши дни есть масса вариантов, где учиться. Используйте все возможности, верьте в себя, в свою команду и тогда любой бизнес потянете.

Министерство инвестиционной политики Новгородской области