Без победных реляций

10 декабря 2017 в 13:45

Успешно бороться с контрафактом можно только в случае, если в этот процесс вовлечены все стороны – как правоохранительные надзорные органы, так и сами правообладатели торговых марок.

Псковская область является регионом, который граничит сразу с тремя государствами – Эстонией, Латвией и Белоруссией. С одной стороны, это недремлющий форпост российской армии на границе со странами – членами НАТО. С другой – отличное окно для организации потоковых контрабандных линий из России в Европу и обратно. Границы прозрачны, и транспортный коридор между странами – настоящий кладезь для нелегальной торговли. После начала санкционного противостояния стратегическое значение псковских таможенных постов увеличилось в несколько раз. На сегодняшний момент нелегальная торговля «санкционкой» встала в один ряд с таким привычным контрабандным ассортиментом, как алкоголь, табак и даже наркотики. В ходе круглого стола «Механизмы ликвидации ввоза нелегальных товаров на территорию России через границу Псковской области», прошедшего в Пскове и организованного деловым журналом «Эксперт Северо-Запад», были обсуждены вопросы взаимодействия бизнеса, исполнительных органов власти, таможенных и налоговых структур по пресечению контрабандного ввоза продукции и выстраивания легальной системы продаж подакцизных товаров.

«Социально-экономическая значимость темы борьбы с контрафактной продукцией крайне велика: это и предупреждение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также нанесения ущерба экономике страны. При распространении контрафактной продукции бюджет теряет ежегодно значительные суммы таможенных налогов, платежей, причиняется ущерб добросовестным участникам рынка, идет перекос в выстраивании конкурентной среды», – считает первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Ирина Васильева. В регионе создана комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Псковской области, которая выявляет проблемные зоны и координирует деятельность всех профильных структур. «Среди приоритетных направлений для контроля – пищевая промышленность (алкоголь, табак и другая продукция), сельскохозяйственное машиностроение, водные биологические ресурсы. Особое внимание уделяем именно пищевой промышленности – она у нас лидирует по объемам поставляемой контрафактной продукции», – поясняет Ирина Васильева.

Заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов – начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля Северо-Западного таможенного управления Екатерина Ладынина уверена в том, что новая редакция Таможенного кодекса, которая скоро вступит в действие, укрепит позиции таможенных служб в борьбе с контрафактной продукцией. «И для нас, и для участников внешнеторговой деятельности это открывает новые возможности. Контроль будет происходить после выпуска товара, то есть мы говорим о практически полном доверии к субъектам, которые должны декларировать продукцию. Сокращаются сроки оформления грузов, меняется система управления рисками», – объясняет Екатерина Ладынина.

Впрочем, несмотря на успехи таможенных органов, ни для кого не секрет, что в тех же псковских магазинах можно свободно купить белорусские сигареты и алкоголь, ввозимые нелегально. В целом основным источником нелегальной продукции на российском рынке остаются страны Евразийского экономического союза, в частности Белоруссия (1,9% российского табачного рынка), Киргизия (0,5%), нелегальная продукция из других стран ближнего зарубежья, а также контрафактная продукция.

Согласно данным исследования, проведенного компанией Nielsen, за год доля табачной продукции незаконного происхождения в России увеличилась практически вдвое – с 2,5% в 2016 году до 4,5% в третьем квартале 2017-го. По словам директора по защите торговых марок ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Ашота Чагаряна, основным источником нелегальной продукции на российском рынке остаются страны Евразийского экономического союза. В частности, на сигареты, произведенные в Белоруссии, приходится 42% всего теневого рынка табака в России. Только на марки гродненской табачной фабрики «Неман» приходится больше трети всего нелегального потребления, то есть каждая третья пачка сигарет, приобретаемая через нелегальные каналы, выпущена на мощностях этой белорусской фабрики. Эта продукция не предназначена для продажи на российском рынке и поставляется по нелегальным каналам без уплаты акцизного налога.

Популярность белорусских марок обусловлена их ценовой доступностью: сегодня стоимость нелегальных сигарет из Белоруссии не превышает 35-40 рублей за пачку. Эта сумма сопоставима с минимальным акцизом на пачку сигарет, который российские производители оплачивают в федеральный бюджет. В приграничных регионах эта проблема наиболее актуальна. «Для того чтобы остановить рост нелегального рынка табачной продукции и вернуть этот объем в легальный оборот, необходимо повысить эффективность правоприменительной практики, направленной на пресечение нелегальной торговли в рознице и в оптовом канале поставок. Также необходимо ужесточить санкции за продажу немаркированной табачной продукции и внедрение системы отслеживания и прослеживания табачной продукции на территории государств – членов ЕАЭС», – говорит Ашот Чагарян.

«Согласно нашим наблюдениям, представленность и доля продаж нелегальной табачной продукции серьезно увеличилась за последние два года. По нашим оценкам, нелегальный продукт представлен более чем в 30% несетевой розницы Псковской области. Данный ассортимент включает в себя большую часть белорусской продукции (представлен марками NZ, ФЭСТ, «Премьер» и др.), другую продукцию иностранного производства без акцизных марок, а также контрафактные сигареты», – объясняет управляющий по дистрибуции в северном регионе ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Константин Смирнов. Оценочно доля продаж сигарет, не предназначенных для продажи на территории РФ, в упомянутых торговых точках составляет порядка 10%. При этом в ряде магазинов доля нелегального табака достигает 40% и в исключительных случаях доходит до 100%. «Учитывая вышеизложенные факты, дистрибуция и продажи продукции «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» и других легальных производителей табачных изделий находятся под угрозой. Розница вкладывает свои финансовые средства в нелегальные, но более дешевые и более прибыльные сигареты. Соответственно, страдает прозрачный сигаретный бизнес, сокращаются продажи в пользу теневой части табачной торговли. В результате сокращается объем уплачиваемых налогов и страдает розница, имеющая в ассортименте только легальный продукт», – констатирует Константин Смирнов.

Разница в цене является ключевым фактором, который подстегивает несетевую розницу и поддерживает торговлю нелегальным продуктом. Когда контролирующие органы предупреждают торговые точки о планируемой проверке, последние успевают убрать нелегальный продукт из торговой точки, и при визите невозможно обнаружить нелегальный продукт и установить факт нарушения. Даже если факты установлены, штрафы, по сути, небольшие.

ГК «Мегаполис», крупнейший FMCG дистрибутор в России (пятое место в списке крупнейших частных компаний России, по данным Forbes), также высказывает озабоченность проблемой незаконной торговли табачными изделиями. «В 2016 году потери федерального бюджета от неуплаты соответствующих налогов превысили 20 млрд рублей. Летом 2017 года мы обращали внимание на ситуацию с незаконной торговлей сигаретами белорусского производства в Пскове и Псковской области. Было подано 16 обращений в Роспотребнадзор, из которых, к сожалению, лишь по двум были предприняты проверки. Призываем органы государственной власти активизировать работу в данной сфере и готовы оказывать необходимую информационную поддержку», – говорит руководитель управления корпоративного регулирования ГК «Мегаполис» Дмитрий Горбатов.

Еще одно актуальное направление, появившееся в последние годы, – пресечение ввоза контрафактных товаров, выпускаемых в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в следующем году в России. Как оптимистично заявляет представитель Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA), советник по вопросам защиты бренда «FIFA» Алексей Швецов, доля контрафактной продукции постепенно снижается благодаря успешным действиям всех заинтересованных сторон. Кроме того, на рынке уже появилась официальная лицензионная продукция, которая доступна потребителям. «Проекты подобного масштаба невозможно организовать без объединений и координации всех государственных органов, вовлеченных в процесс подготовки к мероприятию, поэтому создан ряд межведомственных рабочих групп, которые позволяют объединить и целенаправленно решать проблемы, возникающие в этом направлении», – констатирует Алексей Швецов.

Президент Ассоциации правообладателей, лицензиатов, импортеров и дистрибуторов «БАЗИС» Оксана Кузьменко также подтверждает изменения во взаимодействии бизнеса и власти в работе по пресечению контрафактных поставок. «Члены нашей ассоциации отмечают эффективное взаимодействие с налоговыми и таможенными органами, которые реагируют на каждое заявление. Проведем аналогию с взаимоотношениями «доктор-пациент». Доктор никогда не будет бегать за пациентом с предложением его вылечить. Если у вас что-то болит, вы идете к доктору. Здесь та же история с федеральными органами исполнительной власти. У каждого есть своя компетенция по защите прав интеллектуальной собственности, это правоохранительные органы, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, это таможенные органы. Понимая компетенцию каждого органа, в том числе по контрабандной продукции, по санкционной продукции, нужно обращаться в тот орган, компетенция которого закреплена законодательно», – объясняет Оксана Кузьменко.

«Если говорить в целом, создается впечатление излишней зарегулированности процессов внешнеэкономической деятельности и в части таможенного законодательства, и в части взаимодействия между различными контролирующими органами, и в части валютного законодательства. Если мы хотим, чтобы участникам рынка было комфортно работать в легальном поле, нужно создать им соответствующие условия, а не делать так, чтобы бизнес начинал искать какие-то невозможные выходы», – считает директор компании «Региональный Экологический Проект» Владимир Афанасьев. «Мы все говорим про уникальность Псковской области, про оперативность, про оптимизацию внешнеэкономической деятельности, тем не менее, рейтинги показывают ситуацию обратную. Многие бизнесмены предпочитают работать через другие таможни. Необходимо качественно улучшить ситуацию, чтобы обеспечить рост оборотов экспортно-импортных операций», – дополняет руководитель Центра поддержки экспорта Псковской области Светлана Ярлыковская.

Сергей Шестаков