Белорусский миллиардер приобрел финского разработчика игр

05 декабря 2016 в 04:27

Компания Wargaming приобрела финскую студию Boomlagoon, разрабатывающую игры для мобильных устройств. Теперь Boomlagoon войдет в состав компании в качестве отдельного подразделения под названием Wargaming Finland. Об этом на европейской стартап-конференции Slush, проходившей в Хельсинки, сообщил генеральный директор и основатель Wargaming Виктор Кислый. Сделка, сумма которой не раскрывается, позволит Wargaming, закрепиться на рынке мобильных игр, растущем более высокими тепами, чем другие сегменты игровой индустрии. До этого компания в основном создавала игровые проекты, предназначенные для персональных компьютеров и консолей.

 

«Если быть честным Wargaming сегодня находится позади в мобильной гонке. Да у нас есть «World of tanks», который действительно приносит хорошие деньги и растет, но этого мало по сравнению с тем, что мы должны были сделать. Теперь мы исправим эту ошибку, – отметил в своем выступлении на Slush 2016 Виктор Кислый.

 

По его словам, финское подразделение Wargaming будет иметь некоторую автономию от головной компании. «Мы очень большая компания. У нас работает 4 тысячи человек в 16 офисах по всему миру. Это немного замедляет и бюрократизирует нашу работу. Именно поэтому мы решили, и это очень серьезное решение, сделать мобильное направление почти независимой компанией с собственным менеджментом, культурой, тактикой и стратегией», – пояснил он.

 

Компания Boomlagun была учреждена в 2012 году. В ее создании принимали участие выходцами из компаний Rovio, Digital Chocolate, Housemarque and Recoil. В числе ее проектов Spirit Hunter, Monsu, Super Soldiers, разработанные для мобильных платформ.

 

«Мы рады присоединиться к Wargaming. Благодаря этому мы получим возможность продолжить создавать мобильные продукты высочайшего класса с привлечением экспертизы в разработке и издательстве free-to-play игр, которой обладает компания Wargaming», – прокомментировал переход Boomlagoon под крыло Wargaming генеральный директор компании Анти Стен.

 

В последнее время игровая индустрия Финляндии переживает бурный рост. По оценке Neogames в период с 2010 по 2015 год ее оборот вырос в 14,5 раз: со 105 млн евро до 2,4 млрд евро. Взрывной рост отрасли обеспечил запуск успешных проектов для мобильных платформ. Моду на создание мобильных игр в Суоми породила компания Rovio, выпустившая в 2009 году первую игру из цикла Angry Birds. Благодаря запуску многочисленных продолжений игры и выпуску потребительских товаров (книги, игрушки, одежда и другие лицензионные продукты) компании удалось довольно быстро превратить «злых птичек» в узнаваемый международный бренд. К 2013 году была скачана более 2 млрд раз, а ее выручка достигла 173,5 млн рублей (для сравнения в 2010 году выручка компании составляла всего 6,5 млн рублей).

 

На волне популярности Angry Birds в Финляндии на рынке мобильных игр начали появляться новые игроки (PlayRaven, Next Games, Seriosly, Grand Cru), но наибольшего успеха добилась Supercell, известная по игровым проектам Clash of Clans, Hay Day, Boom Beach and Clash Royale. В минувшем году она показала выручку в 2,1 млрд евро, что сделало ее одним из ведущих мобильных разработчиков в мире.

 

Тем временем, Rovio до последнего момента чувствовала себя не столь уверенно. С 2013 по 2015 годы компания столкнулась с падением выручки и операционной прибыли, в результате чего ей пришлось пойти на сокращение штата сотрудников. Также за этот период в Rovio дважды сменился гендиректор. Улучшить положение франшизы позволил запуск полнометражного мультфильма «Angry Birds в кино». При бюджете в 73 млн долларов лента заработала в прокате 346,9 млн долларов, что побудило компанию объявить о сиквеле анимационной картины. Кроме того, в преддверии премьеры мультфильма Rovio выпустила игру Angry Birds 2 с персонажами анимационной картины. Выход новой игры подогрел интерес к анимационной ленте, а та в свою очередь способствовали популярности новой игры. «С отличной производительности нашего игрового портфеля и превосходным фильмом, бренд Angry Birds летит высоко, и мы видим положительную динамику EBIT и cash flow, выполняя свою миссию по созданию развлечений мирового класса», – говорила генеральный директор Rovio Кати Леворанта.

 

Как следует из данных Neogames, оборот финской игровой индустрии в 2015 году вырос на 33%,. По итогам прошлого года в стране насчитывалось 290 игровых студий, и было запущено 150 новых проектов. Основными причинами взрывного роста рынка Суоми эксперты Neogames называют развитую игровую культуру в стране, наличие технологических ноу-хау в сфере мобильных платформ (благодаря присутствию компании Nokia), наличие профильных отраслевых объединений в игровой сфере, государственное финансирование НИОКР и привлечение международных инвестиций.

 

Согласно прогнозу Newzoo в ближайшее время мобильный сектор станет доминирующим сегментом игрового рынка. К 2019 году его емкость увеличится до 52,5 млрд долларов (42,3% от игрового рынка в целом). Аналитики J'son & Partners Consulting в качестве основных причин стремительного развития мобильного рынка называют распространение смартфонов и планшетов,  улучшение их функционала, а также расширение покрытия 3G и 4G (LTE).

 

Компания Wargaming была основана в Белоруссии в 1998 году. За время своего существования она запустила более 15 игровых проектов, наиболее известными из которых являются World of Tanks, World of Warships и World of Warplanes. Штаб-квартира компании расположен в Никосии, (Республика Кипр), а центры разработки базируются в Минске, Киеве, Санкт-Петербурге, Сиэтле, Чикаго, Балтиморе и Сиднее. Основным акционером компании является Виктор Кислый, которому по оценке СМИ принадлежит 38,5% акций компании. Еще 25,5% владеет его отец Владимир, остальные бумаги принадлежат однокурсникам Виктора Кислого по Белорусскому государственному университету Николаю Кацелапову и Ивану Михневичу (по 17%). Виктор Кислый считается богатейшим белорусским бизнесменом. В этом году агентство Bloomberg включило его в список долларовых миллиардеров, оценив стоимость компании в 1,5 млрд долларов. Выручка компании по подсчетам агентства в 2015 году составила 590 млн евро.