Автокластер сбавил обороты

30 МАРТА 2016 В 08:44

Калининградский «Автотор», как и другие российские производители автомобилей, вместо завоевания новых рынков вынужден бороться за выживание

 

Главные символы Калининграда знакомы многим россиянам – это янтарь и Кафедральный собор Кёнигсберга, у стен которого похоронен великий философ Иммануил Кант. Конечно, это не все. Если задуматься о том, что является экономическим символом региона, то, пожалуй, первое, что приходит в голову, – это компания «Автотор», которая одной из первых в современной России еще в середине 90-х годов наладила промышленную сборку иномарок. Вначале появились KIA калининградской сборки, потом BMW, на которые впоследствии стали пересаживаться федеральные министры, а «Автотор» тем временем договаривался с новыми зарубежными партнерами, самыми крупными из которых стали General Motors и Magna.

 

Основой того, что в Калининградской области расцвела автомобильная промышленность (в советское время на нее здесь не было даже намека), стал закон об особой экономической зоне образца 1996 года, который позволял беспошлинно ввозить в регион комплектующие из-за границы и, опять же без таможенных пошлин, вывозить на территорию «материковой» России готовую продукцию. Компания, со временем превратившаяся в холдинг, постепенно расширялась, и, по данным правительства Калининградской области, в 2013-14 годы «Автотор» явно доминировал в структуре обрабатывающих производств. На него приходилось более 12% валового регионального продукта и 55% от общего объема товарной продукции региона. «В 2013 году предприятия, участвующие в производстве автомобилей в Калининградской области, обеспечили 48% регионального вагонооборота, 71% контейнерных перевозок», – отмечают в областном правительстве.

 

За 20 лет существования «Автотор» превратился в «локомотив роста» региональной экономики, который, по словам замполпреда президента России в Северо-Западном федеральном округе Владимира Соловьева, обеспечивает около 50% налоговых отчислений региона в федеральный бюджет. Калининградские чиновники отмечали безусловные заслуги компании, хотя при этом говорили и про скрытый до поры до времени негативный момент. «Зависимость экономики Калининградской области от экономического и финансового положения одной группы компаний делают ее достаточно уязвимой», – говорят в региональном правительстве. Этот негатив дал о себе знать в прошлом году, когда не в лучшую сторону изменилась общая экономическая ситуация в стране. Автомобилестроение одно из первых попало под каток экономического кризиса и понесло от него наиболее ощутимые потери. Еще одну немаловажную роль в произошедшем снижении, как признаются эксперты, сыграла геополитика.

 

 

Наполеоновские планы

Сокращение в России производства иномарок не могло не коснуться «Автотора». По итогам 2015 года компания сократила производство на 50%. В абсолютных цифрах было собрано 92 тыс. автомобилей, притом что в 2014-м собрали 185 тыс. Причины очевидны: падение уровня платежеспособности населения и, как следствие, падение спроса на автомобили.

 

Однако общими тенденциями дело не ограничилось. В прошлом году «Автотор» лишился важного партнера – американского концерна General Motors, который свернул работу в России. Это означало, что «Автотор» вынужден был прекратить сборку автомобилей Chevrolet, Opel и Cadillac. Удар был тяжелым. По итогам 2014 года продукция GM составляла порядка 30% общего объема производства компании. «Тут в дело вмешалась геополитика, вы же понимаете, концерн-то американский, – комментирует председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Горбунов. – Экономика повлияла в меньшей степени. Но это наше мнение, сами американцы ситуацию не комментируют».

 

Общая неблагоприятная ситуация не могла не сказаться на реализации масштабного проекта строительства в Калининградской области автомобильного кластера, которое затеял «Автотор», намереваясь еще больше упрочить свое положение на автомобильном рынке России. В 2012 году, на «пике своего могущества» – в этом году были собраны рекордные 257 тыс. автомобилей, – калининградская компания договорилась о строительстве автокластера с канадским производителем комплектующих Magna, а в сентябре 2013 года на инвестиционном форуме в Сочи этот проект обрел форму соглашения с участием Внешэкономбанка и Федерального центра проектного финансирования (прообраз нынешнего Фонда развития промышленности).

 

Планы по созданию автокластера, конечной целью которого был выход иномарок калининградского производства на международные рынки, были масштабны – пять полнопрофильных автомобильных заводов и не менее 15 новых предприятий по производству комплектующих, часть из которых должна была быть создана совместно с концерном Magna. На окраине Калининграда, в поселке Александра Космодемьянского, должен был вырасти настоящий автомобильный городок с 50-тысячным населением (население самого Калининграда сегодня немногим превышает 450 тыс. человек).

 

Помимо сборочных предприятий «Автотор» планировал создание инженерного центра, учебно-образовательного комплекса и нового портового терминала (судоходный Калининградский морской канал расположен в непосредственной близости от предприятия). Инвестиции в проект оценивались в 100 млрд рублей, объем выпуска должен был достичь 250 тыс. автомобилей в год, а уровень локализации сборки – за счет предприятий по производству комплектующих – вырасти с 15 до 50% процентов.

 

 

Сокращение издержек вместо инвестиций

Однако пока по экономическим и политическим причинам реализация этих амбициозных замыслов затормозилась.

 

«С учетом напряженной ситуации на автомобильном рынке и в экономике в целом проект автокластера актуализируется, – осторожно комментируют в «Автоторе». – От стратегических планов, заложенных в проекте, мы не отказались, но меняющиеся глобальные прогнозы динамики рынка и значительные валютные колебания заставляют вносить соответствующие корректировки в проект. Это касается в том числе сроков реализации, объема инвестиций и т.д. В настоящее время ведется пересчет по некоторым параметрам проекта».

 

Впрочем, кое-что уже сделано. Так, в рамках первого этапа реализации «Автотор» за счет собственных средств разработал проект планировки, провел инженерные изыскания, выполнил вертикальную планировку первой очереди промышленной зоны, разработал проект строительства первого автомобильного завода. Кроме того, разработаны и получены положительные заключения государственной экспертизы на проекты первой очереди объектов магистральной инженерной и транспортной инфраструктуры: дорог, сетей водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, связи, дождевой канализации.

 

«Завершается проектирование второй очереди дорог, сетей хозяйственно-бытовой канализации. Построена первая очередь магистрального водовода и т.д. Таким образом, проект идет, но не так быстро, как изначально планировалось», – отмечают в «Автоторе».

 

Как говорит Валерий Горбунов, создание автокластера по-прежнему является приоритетным направлением. «Проект жив, но все сдвигается по срокам. Первую очередь первого завода, который мы строим совместно с концерном BMW в рамках автокластера, должны были запустить в 2016 году, – говорит Валерий Горбунов. – Но так получается, что откладываем это мероприятие на 2019 год».

 

В этом году компания вынуждена больше думать о другом – как сократить издержки, вызванные «просадкой» рынка и потерей партнеров. «В рамках реализации антикризисных мер компания существенно сократила расходы на спонсорство, благотворительность, шефскую помощь и другие внешние социальные расходы вне социальных программ, реализуемых для персонала. К сожалению, мы также были вынуждены принять меры по оптимизации численности персонала», – отмечают в компании. В начале прошлого года попали под сокращение около 500 сотрудников, и сегодня численность персонала составляет около 2 тыс. человек. 

 

 

 

В ожидании новых брендов

Едва ли добавляет оптимизма и тот факт, что с 1 апреля этого года отменяются таможенные преференции, которые получали калининградские компании в рамках «старого» закона об особой экономической зоне. То есть нулевые таможенные пошлины на ввоз комплектующих и вывоз готовой продукции. Хотя в итоге усилиями московских и калининградских чиновников, а также калининградского бизнеса был найден механизм, как минимизировать издержки. В частности, федеральный центр принял решение о компенсации потерь предприятиям, использовавшим таможенные льготы, на что в бюджете на этот год заложено 66,7 млрд рублей.

 

Механизм компенсаций на поддержку рынка труда (так он официально именуется) следующий. Предприятие с 1 апреля в полном объеме платит таможенные пошлины и НДС при вывозе продукции на территорию Таможенного союза, предварительно подав заявку в областное правительство. В заявке указывается сумма конкретных потерь от отмены льгот. Дважды в месяц на счета предприятия поступают «средства на поддержку рынка труда», которые, по сути, являются компенсационными выплатами. Так это выглядит на бумаге. Как будет на самом деле, станет ясно после 1 апреля.

 

В общей сложности под эту схему попало около 800 калининградских компаний. «Автотор» среди них – один из самых крупных. «Наши специалисты на экспертном уровне принимали непосредственное участие в выработке решений, имеющих принципиальное значение для дальнейшего развития экономики региона, в плотной связке с правительством Калининградской области», – говорят в компании.

 

Сегодня, как подчеркивают на предприятии, все завязано на динамику рынка. Если падение продаж автомобилей на российском рынке продолжится, то мечту о множестве автомобильных заводов на берегах Балтики можно отложить в долгий ящик. С другой стороны, если появятся сигналы о том, что тенденция меняется, проект автокластера снова может выйти на первый план. Во всяком случае, связи с западными партнерами сохраняются, несмотря на кризис. Так, 23 марта было подписано соглашение по стратегическому партнерству со «старыми добрыми друзьями» – KIA Motors. «Это рамочное соглашение с нашими самыми старыми партнерами, с которыми мы начинали бизнес 20 лет назад. Оно рассчитано на 2016-2018 годы с правом пролонгации, – поясняет Валерий Горбунов. – Впоследствии будут подписаны рабочие контракты. Главное, что дает нам это соглашение, – загрузку конвейеров и сохранение рабочих мест».

 

Что касается работы в этом году, Валерий Горбунов признается, что не питает иллюзий по поводу итоговых показателей: «Рассчитываем, что они будут, как в прошлом, – соберем около 92 тыс. автомобилей. Новые контракты с KIA должны нам в этом помочь».

 

Не исключено также и появление новых партнеров и новых брендов. Причем первое соглашение «Автотор» может подписать уже в июне этого года. «Мы ведем переговоры сразу с четырьмя компаниями, – говорит Валерий Горбунов. – Какими – не скажу. Особенности бизнеса таковы, что, если придем к какому-то соглашению, мы должны заявить об этом с партнерами одновременно. Утечка информации может негативно отразиться на биржевых показателях наших потенциальных партнеров».