Арктический проект России

19 октября 2017 в 13:59

Арктический проект России

Россия - единственная страна, обладающая атомным флотом с середины прошлого века. За более чем полувековую историю ледоколы выполняли разные задачи. Сейчас основными направлениями ФГУП «Атомфлот», правопреемника Мурманского морского пароходства, являются ледокольное обеспечение национальных арктических углеводородных проектов, проводка судов Северного морского пути и выполнение задач ВМФ в Арктике.

Первый в мире атомный ледокол стал музеем и самой посещаемой достопримечательностью Мурманска
Первый в мире атомный ледокол
стал музеем и самой посещаемой
достопримечательностью Мурманска

Ленин

Началом развития атомного флота в нашей стране является дата ввода в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин». Именно тогда, 3 декабря 1959 года, Советский союз построил в рекордные сроки судно с ядерной энергетической установкой. Те далекие времена были, конечно, окрашены идеологическим противостоянием двух государств – СССР и США. Каждая из стран стремилась создать первый атомный ледокол, в 1953 году Правительство СССР издало распоряжение о создании атомного ледоколы и уже в 1956 году, в Ленинграде на заводе Марти был заложен первый атомоход. Для СССР это был проект не только идеологический, для страны важно было снизить экономические затраты на проводку судов по Севморпути. На тот момент в арсенале страны были только дизельные ледоколы, которые сжигали очень много горючего.  История атомохода «Ленин» полна уникальных достижений - впервые ледокол произвел высадку полярников на льдину, начал первую продленную навигацию по Семорпути, первым достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации и многие другие. Стоит отметить и то, что в строительстве ледокола участвовало более 500 предприятий со всей страны, в отделке использовано 50 сортов ценных пород дерева, в красивых интерьерах судна играла на рояле Александра Пахмутова, были гостями Юрий Гагарин, Фидель Кастро и многие другие именитые гости. В 2009 году, после 30-летней эксплуатации ледокола, знаменитый «Ленин» стал музеем и был ошвартован  у Мурманского морского вокзала, а в 2016 году официально стал памятником.

 

 

 

 

Александра Пахмутова при посещении атомохода играла на этом самом рояле для почетных гостей и экипажа
Александра Пахмутова при посещении атомохода играла на этом самом рояле для почетных гостей и экипажа
Потоки туристических групп каждый день сменяют друг друга на легендарном ледоколе
Потоки туристических групп каждый день сменяют друг друга на легендарном ледоколе
В отделке «Ленина» использовано 50 сортов ценных пород дерева
В отделке «Ленина» использовано 50 сортов ценных пород дерева

Таймыр

Строительство ледоколов с уменьшенной осадкой «Таймыр» и «Вайгач» было важной вехой сотрудничества между СССР и Финляндией. Именно там были построены корпусы атомоходов, которые занимаются проводкой судов в устье сибирских рек. Ледоколы были оснащены уже в Ленинграде энергетическими установками, мощностью 50 000 л.с., что позволяет судам проходить лед толщиной до 2-х метров. Атомоходы задействованы не только в проводке судов для «Газпромнефти», «Норильского никеля», но и участвуют в научно-исследовательских экспедициях.

Действующая до настоящего времени практика работы ледокольного флота подразумевает проводку караванов судов на глубоководных участках линейными ледоколами. На мелководных участках используются ледоколы с ограниченной осадкой. При этом необходима передача караванов от линейного ледокола - мелкосидящему и наоборот, что приводит к простоям судов и негативно отражается на экономической эффективности грузоперевозок.

С целью оптимизации работы атомного ледокольного флота в настоящее время реализуется проект строительства универсальных двухосадочных атомных ледоколов нового поколения, способных объединить функции и линейных ледоколов, и ледоколов с ограниченной осадкой. Для них в АО "ОКБМ Африкантов" созданы реакторы нового поколения типа РИТМ.

РИТМ-200 новейшая реакторная установка, разработанная АО «ОКБМ Африкантов» для головного атомного ледокола «Арктика». Установка включает в себя два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Планируется, что ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров.

В июне 2016 года состоялась торжественная церемония спуска на воду корпуса головного атомного ледокола «Арктика», а уже осенью 2017 года на Балтийском заводе спущен на воду корпус «Сибири». К 2020 году российский флот должен пополниться двумя новыми серийными универсальными атомными ледоколами «Урал» и Сибирь» с РУ РИТМ-200.

Генеральный директор «Росатом» Алексей Лихачев и Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова при спуске на воду ледокола «Сибирь»
Генеральный директор «Росатом» Алексей Лихачев и Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова при спуске на воду ледокола «Сибирь»

50 лет Победы

Самый мощный атомный ледокол в мире. Его строительство началось еще в Советском Союзе в 1989 году, пережил лихие 90-е, когда не было финансирования на достройку и только в 2003 году введен в эксплуатацию. Помимо основной задачи по проводке караванов в Арктике, ледокол в летний период совершает до 5 арктических круизов к Северному полюсу. В этом году ледокол «50 лет Победы» совершил юбилейный рейс к Северному полюсу, в честь 40-летия покорения северной точки Земли надводными судами. Тогда, в 1977 году, атомоход «Арктика» открыл для ученых, а затем и туристов, самую верхнюю точку Земли. Уже 25 лет, ежегодно более 1000 человек совершают путешествия на Северный полюс. Сегодня это возможно только на атомоходе «50 лет Победы». Несмотря на то, что судно не планировалось как пассажирское – в круизе предлагается вполне комфортабельное проживание. В течение 11 дней вы не только посетите Северный полюс, но и сделаете остановку на архипелаге Земля Франца-Иосифа. Увидеть белого медведя, множество северных птиц, уникальную природу и фауну Арктики стоит от 25 000 долларов США.

Круиз на атомном ледоколе «50 лет Победы» достиг Северного полюса
Круиз на атомном ледоколе «50 лет Победы»
достиг Северного полюса

 

Лидер

Новый ледокол «Лидер» сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике. В свое время создание атомохода было включено в программу социально-экономического развития Арктики, но затем программа была сокращена и разработка нового ледокола приостановлена. Создание проекта отечественного сверхмощного атомного ледокола позволит закрепить за Россией лидерство в Арктике. «Лидер», даст возможность проведения круглогодичной и независимой от погоды работы в Арктике не только по Северному морскому пути, но и по высокоширотной трассе. Мощность ледокола составит 120 МВт. Его длина - более 200 м и около 50 м в ширину. Осадка корабля - 13 м. Он сможет ломать льды толщиной свыше 4 м. Корабль сможет обеспечивать навигацию судов дедвейтом около 100 тыс тонн и шириной корпуса 44-50 м от мыса Желания до Берингова пролива со скоростью 10 узлов. Атомный ледокол  «Лидер» серии ЛК-110Я превзойдет даже ледоколы последнего поколения ЛК-60, предназначенных для ямальских месторождений. Регион плавания неограничен, экипаж - 127 чел. Энергию ледокол получает от атомной паропроизводящей установки. Северный морской путь служит для развития торговых потоков между Россией и странами Азии. Длина Севморпути вдвое короче других морских путей из Европы в Азию. В перспективе, к 2030 году необходимо будет 2-3 ледокола класса «Лидер» для полноценной работы Северного морского пути и доставки СПГ в страны Юго-Восточной Азии.

Перспективный ледокол нового поколения «Лидер»
Перспективный ледокол нового поколения «Лидер»