Агрегатное состояние рынка

28 мая 2017 в 08:17

Анатолий Малышев: «Чистых таксопарков, предлагающих заказ собственных машин по телефону, становится все меньше».

Возможности уменьшения стоимости поездки на петербургском рынке такси, оцениваемом в более 30 млрд долларов, практически исчерпаны. В связи с этим конкурентным преимуществом операторов такси становится не низкая цена, а качественный сервис. О перспективах прекращения демпинга на рынке, слиянии бизнес-моделей и планах региональной экспансии «Эксперту С-З» рассказал операционный директор компании «ТаксовичкоФ» Анатолий Малышев.

– В чем состоит специфика петербургского рынка такси?

– Рынок такси в Петербурге очень высококонкурентный – здесь работает больше операторов такси, чем в Москве. При этом «ТаксовичкоФ», пожалуй, единственный крупный петербургский сервис такси. Все остальные крупные игроки либо федеральные, либо международные. Маленькие таксомоторные парки, которых в нашем городе насчитывается несколько десятков, работают, преимущественно предоставляя свои машины для выполнения заказов этих агрегаторов.

Мы же успешно объединили в своей бизнес-модели собственный автопарк, диспетчерскую службу и приложение-агрегатор. В этом состоит еще одно отличие компании «ТаксовичкоФ» от других ведущих игроков рынка.

– В чем состоят приоритеты развития компании применительно к Санкт-Петербургу?

– «ТаксовичкоФ» планирует продолжить наращивать число автомобилей и клиентскую базу, а также задавать высочайшие стандарты качества и безопасности поездок.

Кроме того мы запустили новый сервис – «КурьерчикоФ», предназначенный для доставки малогабаритных грузов автомобилями такси в пределах Санкт- Петербурга. Мы рассчитываем, что это будет самая быстрая служба доставки в городе, ведь автомобиль сможет прибыть к заказчику в течение пяти-десяти минут.

– В ближайшие несколько лет эксперты прогнозируют консолидацию рынка. Видите ли вы предпосылки для этого рынка такси в Санкт-Петербурге?

– Мы отмечаем, что на рынке такси в Санкт-Петербурге начинается процесс консолидации, который мы наблюдали в Москве, – небольшие компании либо уходят с рынка, либо предоставляют свои машины крупным агрегаторам, которые продолжают демпинговать.

Кроме того, на рынке продолжается слияние бизнес-моделей. Чистых таксопарков, предлагающих заказ собственных машин по телефону, становится все меньше. Например, «ТаксовичкоФ» работает по гибридной бизнес-модели, объединившей таксомоторную и диспетчерскую компанию с агрегатором. За два с половиной года работы в Санкт-Петербурге она доказала свою успешность и устойчивость к изменениям на рынке.

– Насколько увеличился ваш автопарк по итогам прошлого года?

– За 2016 год автопарк компании «ТаксовичкоФ» вырос на 50%, а количество партнеров – водителей-частников – увеличилось в два раза. Водители стремятся работать в «ТаксовичкоФ», так как мы предоставляем конкурентную заработную плату, обучение и хороший поток заказов. Кроме того, наши таксисты могут получить свои автомобили в собственность, приняв участие в программе раската. Фактически это аналог лизинга для физических лиц, когда водитель отдает часть своей выручки как платеж за автомобиль. В феврале этого года мы как раз передали первую машину в собственность.

За 2016 год мы открыли три новых автотранспортных парка, оснастив их авторизованными сервисными центрами и медицинскими кабинетами. Каждый водитель «ТаксовичкоФ» перед выходом на линию проходит здесь медицинский осмотр, а машины – техосмотр, чтобы их состояние соответствовало всем нормам безопасности.

– Какую долю рынка, по вашей оценке, сейчас занимает компания?

– Рынок такси очень закрытый, поэтому проводить сравнения достаточно сложно. Например, по числу собственных машин «ТаксовичкоФ» явно находится на лидирующих позициях. По данным опроса, наши такси видят в центре города в среднем каждые три минуты, а каждый пятый петербуржец хотя бы один раз ездил на «ТаксовичкоФ».

– Одна из особенностей рынка такси – ценовой демпинг. Видите ли вы предпосылки для дальнейшего уменьшения стоимости поездки в такси в Петербурге?

– Я считаю, что их нет. Однако стоимость поездки продолжает падать, так как крупные агрегаторы, не несущие расходов на содержание собственного автопарка, лицензирование деятельности своих таксистов и фонд заработной платы, продолжают демпинговать. Но эта тенденция будет противоречивой. С одной стороны, сервис такси будет становиться все более доступным и востребованным. С другой – будут выделяться группы потребителей, для которых важно соотношение параметров «цена-качество» или, например, возможность безопасной перевозки ребенка.

– В компании «ТаксовичкоФ» озвучивали планы региональной экспансии компании. Как идет их реализация и какие регионы вам кажутся интересными?

– Прошедший год стал для компании годом бурного роста и одновременно оптимизации бизнес-процессов. И теперь мы готовы к выходу в другие регионы. В частности, в августе 2017 года «ТаксовичкоФ» планирует выйти на московский рынок. Причем уже к концу текущего года московский парк компании должен составить 2 тыс. собственных автомобилей комфорт- и экономкласса, а также 4 тыс. автомобилей-партнеров. В дальнейшем же планируется ежегодно увеличивать автопарк «ТаксовичкоФ» в Москве на 1 тыс. автомобилей, привлечь к взаимодействию до 4 тыс. партнеров, а также запустить наш сервис в Московской области.

Помимо Москвы «ТаксовичкоФ» планирует открывать подразделения в городах-миллионниках, а также создать франшизу для городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

– Какие маркетинговые инструменты участники рынка используют в борьбе за клиента?

– На сегодняшний день большинство рекламных кампаний направлено на продвижение своих услуг в Интернете. Активно используются соцсети, контекстная реклама, а также многие другие инструменты по привлечению клиентов.

Что касается компании «ТаксовичкоФ», то мы используем как онлайн, так и офлайн-каналы. В первую очередь «ТаксовичкоФ» – это яркий узнаваемый бренд, который делает акцент на реальные дела. Декларируя заботу о пассажирах и их безопасности, мы действительно оснащаем все наши машины детскими креслами и тревожными кнопками. В любом из наших такси можно воспользоваться бесплатным WI-FI или зарядным устройством, расплатиться при помощи Apple Pay.

К слову, приложение для вызова такси «ТакосвичкоФ» было признано лучшим на конкурсе Russia Awards 2016. А в марте 2017 года мы стали первыми, кто запустил собственное приложение «ВКонтакте».

Из маркетинговых кампаний «ТаксовичкоФ» в первую очередь хочется выделить проект «Сел и поехал в Магадан». Перед нами стояла крайне амбициозная задача – познакомить с брендом всю страну перед началом выхода в новые регионы. Для этого было решено поставить рекорд России на самую длинную поездку на такси, отправившись в тур от моря до моря, от Санкт-Петербурга до Магадана, преодолев на такси более 12 700 км. Сорок дней за поездкой следила вся страна, а мы доказали, что Россию за пределами аэропортов и туристических городов можно посмотреть, путешествуя на такси. Тем самым мы показали, что «ТаксовичкоФ» довезет вас на любое расстояние комфортно и безопасно.

В результате новость о прибытии «ТаксовичкоФ» в Магадан стала первой новостью в топе новостей всех поисковых систем. Интервью с участниками экспедиции выходили в прямом эфире на телеканалах Lifenews, «Мир» и «Звезда», сюжеты о рекордной поездке можно было увидеть на BBC, НТВ, «Пятом канале» и РЕН ТВ. Появился даже новый интернет-мем «на такси до Магадана».

– Какие тренды будут определять развитие рынка такси в ближайшей и долгосрочной перспективе?

– В краткосрочной перспективе на рынке такси резко увеличится качество услуг на уровне водителей и снизится цена. Все клиенты уже понимают, что быстро заказать машину – это еще не значит быстро сесть и комфортно доехать. В долгосрочной, вероятно, цены достигнут дна, и демпинг прекратится. Кроме того, может произойти разделение бизнес-модели на «вызывать» и «доехать», а также вырасти контроль за отраслью со стороны государства.

– Какие изменения городской инфраструктуры должный произойти, чтобы граждане предпочли личному автомобилю такси и общественный транспорт?

– Стоимость содержания двух автомобилей в семье уже превышает стоимость использования такси. Чтобы снизить трафик за счет роста числа поездок на такси и в общественном транспорте, разные города применяют разные стратегии. Например, в Москве легальные такси имеют право ездить по выделенным полосам для маршрутного транспорта, и организованы специальные стоянки для такси.

Что касается законодательного регулирования отрасли, было бы очень полезно ввести требования к оснащению машин такси, например, наличию детских удерживающих устройств. Ведь «черные» таксисты очень портят репутацию отрасли в глазах клиентов. «ТаксовичкоФ» внедрил у себя и обязательные проверки перед выходом на линию, и «горячую кнопку» для водителя на случай форс-мажорных ситуаций. Мы установили детские кресла и бустеры во все наши машины. Высокая безопасность и стандарты сервиса – залог устойчивого роста.

Справка

Служба такси «ТаксовичкоФ» была создана в Санкт-Петербурге в 2014 году. Компания располагает собственным автомобильным парком и сотрудничает как агрегатор с водителями-партнерами. Автопарк «ТаксовичкоФ» в большинстве своем состоит из новых автомобилей Skoda Rapid, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta, Chevrolet Cruze, Kia Cee’d SW, Toyota Camry, Skoda Superb и т.д.

На данный момент в Санкт-Петербурге работает восемь собственных автопарков «ТаксовичкоФ» и 60 парков партнеров, оснащенных авторизованными сервисными центрами и медицинскими кабинетами, ежедневно проверяющими состояние здоровья водителей и проводящими ТО автомобилей перед выходом на линию. Регулярно проводятся курсы повышения квалификации для водителей, тренинги водительского мастерства. За время работы компания выполнила более 50 млн заказов.

Александр Колпаков