Агенты изменений

12 марта 2017 в 22:29

Крупные корпорации меняют подходы к профессиональному образованию, удаляясь от традиционных систем в область индивидуальных проектных кейсов.

 

В связи со стремительным развитием технологий возрастает потребность в специалистах, обладающих нестандартным набором компетенций. Особо ценны сотрудники, способные выстроить поэтапно технологический и производственный процессы, вносить в него улучшения. Этим обусловлены их умения работать в команде, руководить процессами, просчитывать бюджеты и финансово-экономические обоснования своих решений, отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы. Именно благодаря им компании становятся успешными, а их продукция или услуги – конкурентоспособными.

 

Потребность в таких людях остро ощущается во всем мире. Важным критерием становится время подготовки – динамика развития рынков не оставляет шансов для тех, кто несколько лет тратит на глубинное погружение в фундаментальные знания и накопленный поколениями опыт. Современным вызовам требуются специалисты более точечного воздействия на процессы, которые понимают ключевые технологии и научные принципы, на которых они построены. С другой стороны – они способны на непрерывное саморазвитие, выстраивание эффективных коммуникаций, ориентирование в рыночных отношениях, моделях управления системами.

 

Где найти сотрудников, способных проанализировать устоявшиеся технологические процессы на предприятии и сформулировать новые подходы, бросить вызов традиционным корпоративным ценностям и предложить реформы? Поиском ответов на эти вопросы всерьез занялась Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). На базе ее факультета инженерного менеджмента в 2016 году запущен уникальный проект, посвященный подготовке профессионалов нового времени. Условно такие люди были определены как «Люди-Х», где «х» – неизвестная переменная, обозначающая набор необходимых конкретному предприятию или проекту компетенций.

 

Человек, имеющий первое инженерное образование, а затем проработавший некоторое время на производстве и в дальнейшем получивший управленческое образование, является эффективным руководителем. Но естественным образом этот путь долог. В рамках реализации проекта предложено в управленческое образование внедрять инженерные компетенции, а в инженерное образование – управленческие компетенции в нужных дозировках.

 

Проект «Люди-Х», по сути – достаточно четкий алгоритм действий. Сначала совместно с сотрудниками и собственниками компании определяются ключевые видения и осуществляется аудит компетенций, имеющихся на предприятии, и компетенций, в которых предприятие нуждается для реализации своих приоритетных задач (например, диверсификация продукции или обновление оборудования). При этом используется программно-аппаратный комплекс (по сути, формализованный в Excel метод экспертных оценок), с помощью которого эксперты анализируют данные «мозговых штурмов» и получают перечень ключевых проектов, необходимых для реализации. При этом определяются потребности в компетенциях для лидеров изменений. Таким образом, мы получаем конкретный, точечный заказ на подготовку по конкретным модулям, что важно для образовательной организации-партнера предприятия. Причем участие внешних модераторов необходимо только при первых аудитах. Дальше принявшие участие в семинарах и прошедшие обучение отдельные сотрудники могут проводить такой аудит для предприятия самостоятельно. Интерес РАНХиГС (как и любой другой партнерской образовательной организации) в том, что само предприятие формирует каждый последующий заказ на подготовку инженерно-управленческих кадров в зависимости от меняющихся приоритетов в деятельности и развитии.

 

В процессе аудита также выявляются сотрудники, способные стать агентами изменений и идти дальше, готовые расти профессионально, обучаться, использовать новый опыт и идеи для решения конкретных производственных задач предприятия. Идет апробация проекта на базе крупнейшего в России предприятия по производству композиционных материалов «Авангард» (Сафоново, Смоленская область). Сама по себе перспективная отрасль в связке с инновационными образовательными подходами обеспечивает синергический эффект, мощный импульс для развития всей компании.

 

В проекте «Люди-Х» используются современные методики и инструменты проектирования компетентностных карт (профилей специалистов), также сформирован новый подход к самой образовательной деятельности. Стало очевидно, что подготовка таких людей должна происходить как на предприятии, на котором планируются изменения, так и в аудиториях образовательной организации. В качестве тренеров и преподавателей к проекту подключаются эксперты-практики, носители международного опыта и понимающие реалии современной российской экономики и промышленности. Многие зарубежные и российские образовательные организации объявили о своей готовности стать участниками программ, разрабатываемых для конкретных производств и отраслей.

 

*Генеральный директор Центра навыков и компетенций в индустрии гостеприимства

Олеся Дворак*